Узловое соединение трубчатых стержней пространственного каркаса
Иллюстрации
Показать всеРеферат
д И С А ()Щб
Союз Советских
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21,06.77 (21) 2498827/29-33 с прИсоединением заявки ¹â€”
1 (23) Приоритет
Опубликовано 05,08,79, Бюллетень ¹ 29
Дата опубликования описания 050879 (51)М. Кл.
Е 04 В 1/58
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (5Ç) УДК 69.057. .4 (088.8) (72) Авторы
ИЗОбрЕтЕНИя В.П.Деев, А.П.Резник, А.Н.Попов и В.К.Файбишенко
Произ водственно-техническое объедин ение Мосспецпромпроект (7 1 ) Заявители и осковский ордена рудового рас ного Знамени архитектурный институт (54 ) УЗЛОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ТРУБЧАТЫХ СТЕРЖНЕЙ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО КАРКАСА
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для соединения стержней пространственных каркасов зданий и сооружений. 5
Известно узловое соединение стержней каркаса пространственного покрытия, включающее трубчатые стержни с закладными деталями в виде дисковых вкладышей с отверстиями, сквозь ко- 10 торые проходят крепежные детали в виде болтов с поводковыми муфтами и штифтами для соединения с узловым элементом, в котором имеются резьбовые отверстия под болты (1). 15
Известно также сборно-разборное. узловое соединение системы Меро, включающее трубчатые стержни с концевыми деталями в виде конуса с отв ерстием,,сквозь которое проходит 20 крепежная деталь в виде болта с муфтой и штифтом для соединения с узловым элементом, в котором имеются резьбовые отверстия для болтов (2) .
Однако в известных узловых соединениях имеются следующие недостатки: а) вес трубчатых стержней достигает 80 кг и более, что затрудняет и замедляет монтаж конструкций, так как двое рабочих монтажников держат
30 стержень в руках на весу и одновременно завинчивают болты в узловые элементы; б) между болтом и отверстием во вкладыше имеется кольцевой зазор, сквозь который возможно проникнове ние влаги, вызывающее коррозию внутренней поверхности трубчатого стержня; в) от вибрационных нагрузок, например, крышных вентиляторов или от динамических нагрузок, например, подвесных кран-балок возможно самовывинчивание крепежных болтов, например, в слабо напряженных стержнях пространственного каркаса °
Наиболее близким к предложенному изобретению является узловое соединение трубчатых стержней пространственного каркаса, включающее крепежные болты с поводковьпки гайками, узловой элемент с нарезными отверстиями, дисковые вкладыши с отверстиями в торцах стержней и с прикрепленными к ним колпак@ми, охватывающими головки пропущенных через отверстия болтов (3) .
Недостатком указанного узлового соединения является сложность и вые сокая трудоемкость монтажа лростран4
678155
Формула изобретения
3 ственных каркасов в связи с необходимостью одновременного выполнения мбйтажниками йесколькйх операций поддерживания стержней и узлового элемента на весу, центрирования и завинчивания крепежных болтов .
Цель изобретения — упрощение и 5 снижение трудоемкости монтажа.
Поставленная цель достигается тем, что в узловом соединении трубчатых стержней пространственного каркаса, lp включающем крепежные болты с поводковыми гайками, уэловой элемент с нарезными отверстИями, дисковые вкладыши с отверстиями в торцах стержней и с прикрепленными к йим колпаками, охватыющими головки пропущенных через отверстия .болтов, каждый колпак снабжен цилиндрической пружйной, RBcTKo прикрепленной одним концом ко дйу колпака и свободно упирающейся дру- jp, гим в головку болта, а входная часть каждого отверстия в узловом элементе выполнена ненарезной с эаходной фаской и размером внутреннего диаметра, превышающим диаметр болта.
Для трубчатых стержней, особенно у, которых внутренний диаметр незначительно превышает диаметр головки бол-. та колпак может быть образован закрепленной в полости стержня поперечной диафрагмой.
На фиг. 1 показан общий вид узлового соединения с местными. вырезами.
Узловое соединение состоит из трубчатых стержней 1, в торцах которых закреплены дисковые вкладыши 2, к которым в свою очередь прикреплены колпаки 3 с цилиндричеСкими пружинами 4, болтов 5, пропущеннь>х через отверстия в дисковых вкладышах 2 и снабженных поводковыми гайками 6 с ,штифтами 7,а также из узлового элемента 8 с нарезными отверстиями 9, верхняя часть которых 10 выполнена ненарезной, с заходной фаской 11. монтаж стержней осуществляется сле- 45 дующим образом.
Двое рабочих-монтажников поднимают стержень, с помощью штифта втапливают болт в колпак, подводят концы стержня к отверстиям узловых элемен- 50 тов, отпускают штифт, в результате чего с помощью пружины болты с двух концов стержня выстреливаются в отверстия узловых элементов, при этом стержень временно фиксируется в проектном положении, после чего один рабочий-монтажник ввинчивает болты в узловые элементы, причем пружина облегчает процесс завинчивания болтов, а в дальнейшем препятствует воэможности их самовывинчивания.
Применение изобретения позволяет существенно облегчить и ускорить монтаж пространственных стержневых конструкций.
1. Узловое соединение трубчатых стержней пространственного каркаса, >включающее крепежные болты с поводковыми гайками, узловой элемент с нарезными отверстиями, дисковые вкладыши с отверстиями в торцах стержней и с прикрепленными к ним колпаками, охватывающими головки пропущенных через отверстия болтов, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью упрощения и снижения трудоемкости монтажа, каждый колпак снабжен цилиндрической пружиной, жестко прикрепленной одним концом ко дну колпака и свободно упи.— рающейся другим в головку болта, а входная часть каждого отверстия в узловом элементе выполнена ненарезной с заходной фаской и размером внутреннего диаметра, превышающим диаметр болта.
2. Соединение по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что колпак образован закрепленной в полости стержня поперечной диафрагмой..
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 443151, кл . Е 04 b 1/58, 1972., 2. Трофимов В.И., Бегун Г.Б.
Структурные конструкции, М-72, с. 14, рис, 1-2, 3. Авторское-свидетельство СССР по заявке 2432968/29-33, Е 04 В 1/58, 21.12.76.
Составитель Н. Радковский
Редактор И. Прошина Техред р.мужик Корректор A. ГРиценко
Заказ 4517/20 Тираж 811 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г, Ужгород, ул. Проектная, 4