Прибор для записи пути самолета на карте
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Класс 42с, 9в, М 67848
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТ
ПРИБОР ДЛЯ
Заявлено 6 января 1944 г. аа М 331048
В известных курсографах — приборах для записи на карте пройденного самолетом пути запись получается в результате одновременного движения во взаимно-перпендикулярных направлениях карты и пишущего карандаша.
Курсограф работает от компаса, установленного на самолете, и получает вектор пути от лага-ветрянки, расположенного впереди самолета или вынесенного вверх либо вниз над фюзеляжем и являющегося указателем истинной воздушной скорости, практически не зависящим от высоты полета самолета, Как вариант может быть использована и трубка Пито, при условии исключения поправок на плотность воздуха, зависящих от высоты полета, температуры воздуха и метеорологических данных. Кроме того, курсограф предусматривает возможность введения поправок на ветер при условии измерения силы и направления ветра одним из обычных способов или самим курсографом на штилевой записи по методу прохождения двух ориентиров.
Особенность описываемого прибора состоит в применении подвижной тележки, перемещаемой вдоль прямоугольных направляющих. Тележка снабжена поворачиваемой от компаса платформой, на которой установлен шаговый мотор, питаемый импульсами, пропорциональными по частоте воздушной скорости самолета. Мотор вращает фрикционный ролик, установленный на той же платформе и предназначенный одновременно для вращения перемещающего карту валика и для перемещения вдоль прямолинейных направляющих тележки, несущей пишуший злак.
На фиг. 1 изображен прибор в общем виде; ла фиг, 2 — 6 его различные узлы и детали.
Основной частью прибора является тележка 1, передвигающаяся по основанию 2 и несущая на себе платформу (головку) 8, которая мо кет вращаться вокруг вертикальной оси. Головка связана с дистанционным компасом и устанавливается в соответствии с курсом самолета. Связь эта осуществляется либо механически, либо при помощи дистанционной передачи и является местом ввода одного из параметров, необходимых для работы прибора. На головке 8 установлен импульсный шаговый мотор 4, вращающий ведущий ролик б, фрикционно № 67848 связанный с цилиндром б, расположенным над головкой тележки, Вертикальный диаметр ведущего ролика должен совпадать с осью вращения головки тележки. Шаговый мотор 4 получает импульсы от указателя истинной воздушной скорости, выполненного в виде ветрянки 7 (фиг. 5), вынесенной впереди самолета или над ним. Ветрянка 7 вращает коммутатор 8, подающий импульсы на шаговый мотор 4, причем число этих импульсов пропорционально истинной воздушной скорости; следовательно, фрикционный ведущий ролик 5 также будет вращаться со скоростью, пропорциональной истинной воздушной скорости. Если ролик 5 установится перпендикулярно к оси вращения фрикционно связанного с ним цилиндра 6 (фиг. 2а), то цилиндр будет вращаться с наибольшей скоростью. Если же ведущий ролик 5 установлен в плоскости оси вращения фрикционно связанного с ним цилиндра б (фиг.
2б), то последний вращаться не будет, а взамен этого вся тележка 1 с шаговым мотором будет передвигаться вправо или влево, в зависимости от направления вращения ведущего ролика 5. Все проме>куточные положения ролика 5 могут вызывать либо вращение цилиндра б, либо перемещение тележки 1, причем скорость вращения цилиндра б будет убывать по мере изменения угла между роликом и цилиндром от перпендикулярного к оси цилиндра б к параллельному кэтойжеоси. Скорость перемещения тележки 1 будет соответственно возрастать. Сумма же линейного перемещения тележки 1 и перемещения какой-либо точки на поверхности цилиндра 6 всегда остается неизменпой при условии одинаковой скорости вращения шагового мотора 4 и будет соответствовать в масштабе перемещению самолета за тот же отрезок времени.
С осью цилиндра б связано движение карты, помещенной в кассете; с тележкой же l связан карандаш 9 или иное пишущее устройство, перемещающееся по поверхности карты при движении тележки параллельно оси цилиндра б.
При ориентировке ведущего ролика 5, в соответствии с курсом самолета и при скорости шагового мотора 4, пропорциональной скорости самолета для данного масштаба карты, карандаш 9 будет вычерчивать на карте путь самолета без учета сноса самолета боковым, встречным или попутным ветром. Таким образом, может быть осуществлена так называемая штилевая запись 10, т. е. запись курса при отсутствии .ветра.
Для введения в запись поправок на ветер достаточно дополнительно перемещать карандаш со скоростью, равной скорости ветра, в масштабе карты и в направлении, соответствующем направлению ветра. Для этого перемещения вместо карандаша 9 или на одной оси с ним устанавливается дополнительное устройство 11, состоящее из второго шагового мотора 12, вращающего ходовой винт 18, перемешающий при своем вращении карандаш 14 (фиг. 1 и 3). Специальное устройство подает на шаговый мотор 4 число импульсов, пропорциональное измеренной скорости ветра, а направление ветра может быть установлено путем поворота механизма вокруг его оси на угол, соответствующий углу между направлением ветра и движением самолета. Отсчет этого угла производится на шкале при помощи стрелки 15. Устройство для подачи импульсов на шаговый мотор 12 состоит из моторчика 16 (фиг. 4) со стабилизированным числом оборотов, фрикционной коробки скоростей 17 и электрического коммутатора 18.
Таким образом может быть осуществлено одновременное получение двумя карандашами 9 и 18 двух записей: штилевой записи 10 и второй записи 19 с учетом попр авок. Коммутаторы 8 и 18 (фиг. 4 и 5) являются задатчиками электрических импульсов на шаговые моторы
4 и 12 (фиг. 1). Они могут быть выполнены в виде многоламельных
¹ 67848 коммунаторов и при помощи переклк)чателей 20 и 2I, посаженных на одну ось, к схеме можно подключать то или иное число ламелей, а также изменять масштаб записи, меняя число импульсов, а следовательно, и число оборотов шагового мотора на единицу длины пути самолета.
На фиг. 6 изображена схема, позволяющая использовать в качестве датчика истинной воздушной скорости трубку Пито 22 в системе указателя скорости самолета 28. Динамическое давление от трубки Пито 22 подается на пневмореле 24. Это давление уравновешивается с другой стороны реле давлением от маленького вентилятора 25, приводимого во вращение мотором 2б, имеющим реостат 27 для регулирования числа оборотов. Ползунок реостата 27 перемещается реверсивным моторчиком 28, направление вращения которого управляется пневмореле 24.
Моторчик 28 может быть заменен двумя электромагнитными муфтами, регулирующими положение ползунка реостата 27 при помощи пневмореле 24.
Это реле будет постоянно стремиться уравновесить динамические давления с двух своих сторон, и скорость мотора 2б будет, следовательно, пропорциональна истинной воздушной скорости, так как работа подобного устройства не зависит от плотности воздуха (как трубка
Пито 22, так и вентилятор 25 находятся в воздухе одинаковой плотности). С мотором 2б может быть связан коммутатор 8, задающий импульсы на шаговый мотор 4 скорости.
Предмет изобретения
Прибор для записи пути самолета на карте, снабженный компасом и указателем воздушной скорости самолета, управляющими перемещениями пишущего органа и карты относительно друг друга, отл и ч а ю шийся применением подвижной вдоль прямоугольных направляющих тележки, несущей поворачиваемую от компаса платформу, на которой установлен шаговый мотор, питаемый пропорциональными по частоте воздушной скорости самолета импульсами тока и вращающий фрикционный ролик, установленный на той же платформе и предназначенный для вращения перемешающего карту валика и для перемещения вдоль горизонтальных направляющих тележки, несущей пишущий орган.
2. Форма выполнения прибора по п. 1, отл ич а ю щ а я с я тем, что для записи на карте путевой скорости самолета пишущий орган связан с винтом, вращаемым шаговым мотором, питаемым импульсами тока, пропорциональными по частоте скорости ветра. — 5-—
Формат бум. 70 X 108 /и.
Тираж 200
ЦБТИ при Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, М. Черкасский пер., д. 2/6
Поди. к печ. 20/1 — 62 г
Зак. 3509/17
Объем 0,44 уч. л.
Цена 5 коп.
Типография, пр. Сапунова, 2.
Редактор P. Б. Кауфман Техред Т. П. Курилко Корректор Ю. М, Федулова