Устройство для управления фрикционными муфтами коробки передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскии
Соцкалмстнческмк
Республмк
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСХОМУ СВИДИТВЛЬСТИУ
431 (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) ЗаявлЕно 17.08.77 121) 2519593/27-11 с присоединением заявки №
41/00
5/10
Гощдаротевнный комитет
СССР. оо долам изобрвтвний в открытий (23} Приоритет—
Опубликовано 15 08.79. Бюллетень № 3
Дата опубликования описания 15,08.79
85.
8.8) (72) Авторы изобретении
В. В. Баранов, В. М. Винокуров, О. И. Гируцкий, М. Н. Дзядык, !
0. К. Есеновский-Лашков, В. Н. Паух и М. Е. Орехов
Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный н автомоторный институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ МУФТАМИ
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности. к устройствам для управления гидравлическими цилиндрами фрикционных муфт многоступенчатой коробки передач.
Известно устройство для управления коробкой передач, в котором приспособление для блокировки одновременного включения несколь. ких передач содержит ползуны с пазами н шариковые фиксаторы (11.
Вследствие ограниченного хода и малого уси- 1о лия исполнительного механизма блокировка передач в многоступенчатой коробке передач сфрикционными муфтами осуществляется такими фиксаторами ненадежно. Кроме того, недостатками этого механизма являются необходи- 15 мость повышенной точности изготовления и сборки и отсутствие регулировки.
Известно также устройство для управлении фрикционными муфтами коробки передач, содержащее установленнные на периферии корпу- 20 сов муфт клапаны, золотники которых связ ны с подвижно установленными на корпусах муфт кольцами, перемещаемыми с помощью
2 поводков, соединенных с осями двуплечных рычагов, установленных на корпусе коробки, передач, и блокировочное приспособление с упорами, расположенными напротив плеч упомянутых рычагов в направляющих, жестко связанных с картером коробки передач (2).
Недостатком данной конструкции является возможность перекашивания упоров в направляющих, что затрудняет их перемещение и отрицательно влияет на надежность устройства в целом.
Цель изобретения — повышение надежности устройства управления фрикционными муфтами коробки передач.
Для достижения этой цели блокировочное приспособление установлено на плечах упомянутых рычагов.
На фиг. 1 представлена кинематическая схема многоступенчатой коробки передач, переключаемой фрикционными муфтами; на фиг.2— конструкция фрнкционных муфт; на фиг. 3— управление клапанами гидравлических цилиндров фрикционных муфт; на фиг. 4 — блокировочное приспособление.
679437
3
Коробка передач (фиг. 1) содержит входной вал 1, который через блокируемый комплексный гидротрансформатор 2 связан с двигателем (не показан). На валу 1 закреплены шестерни, находящиеся в зацеплении с шестернями, свободно установленными на промежуточных валах 3 и 4, соединяемых с шестернями при включении ступеней фрикционными муфтами 5, 6, 7 и 8. Муфты 5, 6, 7 служат ,для включения первой, второй и третьей ступени соответственно, муфта 8 — для включения передачи заднего хода. Муфты установлены на промежуточных валах 3 и 4 попарно.
Каждая пара муфт имеет общий корпус 9 (фиг. 2).
Устройство для управления фрикционными муфтами содержит клапаны 10, установленные на периферии корпуса 9 муфт. Золотники 11 клапанов 10 связаны с подвижно установленными на корпусах 9 муфт кольцами 12, для перемещения которых служат силовые элементы — электромагниты 13, 14; 15 и 16 (фиг. 3 и 4). Напротив электромагнитов на корпусе
17 коробки передач установлены двуплечие рычаги 18 и 19, На осях 20 этих рычагов закреплены поводки 21, имеющие на конце прорезь 22, в которой расположен палец 23, закрепленный в вилке 24, установленной в корпусе 17 шарнирно. На конце пальца 23 выполнена головка, входящая в кольцевой паз 25 кольца 12.
Блокировочное приспособление содержит упоры 26, 27, 28 и 29, расположенные напротив плеч рычагов 18 и 19. Эти упоры размещены на рамке, состоящей из параллельных штанг
30 и 31, соединенных между собой планками
32 и 33.
Блокировочное приспособление установлено. на плечах рычагов 18 и 19. Для этого упоры снабжены наконечниками 34, входящими в от- 4О верстия, выполненные в плечах рычагов 18 и
19. Для фиксации упоров,на штангах 30 и 31 предусмотрены гайки 35, а для регулировки положения двуплечих рычагов предусмотрены болты 36 с гайками 37.
Работа устройства осуществляется следующим образом.
При включении одного из электромагнитов например электромагнита 13, двуплечий рычаг 18„поворачиваясь вокруг оси 20, перемещает поводок 21, который через палец 23 и вилку 24 перемещает кольцо 12. Кольцо 12 перемещает золотник 11 клапана 10. Рабочая
4 жидкость, постоянно подведенная к золотнику
11, поступает под давлением в гидравлический цилиндр и включает фрикционную муфту
7, обеспечивая включение третьей ступени в коробке передач. Одновременно двуплечий рычаг 18, упираясь в упор 26 на штанге 30, обес- печивает перемещение обоих штанг. При этом выбирается зазор, равный рабочему ходу электромагнита 13 (2,5 мм). Зазор А несколько превышает рабочий ход электромагнита, что обеспечивает во включенном положении электромагнита 13 лишь небольшой зазор между упорами 28 и 29 и двуплечим рычагом 19. В этом положении бл6кировочного приспособления первая и вторая передачи, фрикционные муфты которых расположены на промежуточном валу 4, включиться не могут. Включение передачи заднего хода также невозможно, так как включение фрикционной муфты, расположенной на одном валу с фрикционной муфтой 7, исключается конструкцией клапана 10. При крайних положениях золотника 11 включена одна из фрикцио иых муфт, а полость под поршнем другой фрикционной муфты соединена со сливом. Таким образом, невозможно включение ни одной из оставшихся ступеней в коробке передач, При включении электромагнита 13 рычаг 18 возвращается в нейтральное положение с помощью пружин, установленных в электромагнитах (не показано).
Формула изобретения
Устройство для управления фрикционными муфтами коробки передач, содержащее установленные на периферии корпусов муфт клапаны, золотники которых связаны с подвижно установленными на корпусах муфт кольцами, пере мещаемыми с помощью поводников, соединенных с осями двуплечих рычагов, установленных на корпусе коробки передач, и блокировочное приспособление с упорами, расположенными напротив плеч упомянутых рычагов, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения его надежности, блокировочное приспособление установлено на плечах упомянутых рычагов.
Источники информации, принятые во внимв ние при экспертизе
1. Патент США Р 3587351, кл. 74-850, 1971.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке
N 2331090/27- 111 кл, В 60 К 41/00, 09.03.76. (прототип).