Подшипник скольжения для оси колесной пары железнодорожного подвижного состава

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(iij 679454 т

О П И С А Н И - Й

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Соцмалнстнчесиих

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (613 дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.07,77 (2132508307/27-11 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 15.08,79. Бюллетень М 30

Дата опубликования описания 20.08.79 (51) м. кд .

В 61 F 15/20

Геендарстееннай нее)нтат

СССР ае .аааам нзебретенн» н еткра)тай (5З) УДК 625.2, .012.257 (ОВ8.8) Н. А. Буше, N. В. Орлов, В. В. Севастьянов, Л. В. Шовский, П. П. Бомбардиров и B. Г. Чурсин (723 Авторы изобретения (71) Заявитель Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский институт железнодорожного транспорта (54) подшипник скольжения для оси KoJIEcHGA ПАРЫ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к деталям ходовых частей подвижного состава.

Известен подшипник скольжения подвижного состава железных дорог, содержащий стальной корпус с поперечными и

5 продольными пазами для крепления антифрикционного слоя (lj.

Бель изобретения — повышение надежности и долговечности.

Поставленная цель достигается тем, что центральный поперечный, центральный и средние продольные пазы предлагаемого подшипника в поперечном сечении имеют форму ласточкиного хвоста, а крайние

)5 продольные и остальные поперечные — полукруга.

На фиг. 1 изображен описываемый подшипник вид снизу (часть антифрикционного слоя удалена до корпуса); на фиг. 2 — раз- о рез А-А фиг. 1.

Подшипник состоит из антифрикцнонного слоя 1 (неприлуживаюшийся натрокаль циевый баббит) и корпуса 2 (литая сталь).

В корпусе имеются пазы для крепления антифрикционного слоя: поперечные — 3, 4, 5, 6 и 7 и продольные 8, 9, 10, 11 и

12. Пересекающиеся поперечные и продольные пазы делят цилиндрическую поверхность корпуса, к которой прилегает антифрикционный слой, на множество секций.

Бентральный поперечный паз 3, центральный 10 и средние продольные пазы

9, 11 имеют сечение в форме ласточкиного хвоста, а крайние продольные В, 12 и остальные поперечные пазы — полукруглые.

Принцип работы предлагаемого подшипника заключается в следующем. К подшипнику прилагается радиальная нагрузка по вертикали. Продольный паэ в центре нагруженной эоны {по оси симметрии подшипника} и два продольных паза 9, 11 в пределах этой зоны ликвидируют условия возникновения растягивающих напряжений и антифрикционном слое в поперечном направлении. Сплошные по длине подшипника

6 79454

Подшипник скольжения для оси колесной пары железнодорожного подвижного состава, состоящий иэ корпуса, на поверхности которого, обращенной к оси, выполнены поперечные . и продольные пазы для

30 крепления антифрикционного слоя, о тл и ч а ю m и и с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, центральный поперечный, центральный и средние продольные пазы в поперечном сечении имеют форму ласточкиного хвоста, а крайние продольные и остальные попер- речные - полукруга.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. А вторское свидетельство СССР

М 126136, кл. В 61 F 15/20, 1959 (п рототип ) .

3 пазы обеспечивают равномерную деформацию слоя в поперечном направлении при изменениях температуры. Бентрвльный поперечный 3 и средние продольные пазы

9, 11 имеют сечение в форме ласточкиного хвоста и обеспечивают плотное приле- гание антифрикционного слоя к корпусу подшипника в нагруженной зоне в случаях, когда площадь контакта подшипника с шейкой оси составляет значительную часть поверхности антифрикционного слоя: в процессе приработки, при наибольшем допустимом радиальном зазоре, а также при изменении направления вращения шейки оси и при уменьшении нагрузки (порожний вагон). Крайние продольные пазы

8 12 предохраняют антифрикционный слой от пластических деформаций при нагреве

1 и, благодаря полукруглому сечению, ликвидируют условия возникновения растягивающих напряжений в боковых, ненагруженных зонах подшипника.

Е1ентральный поперечный паз 3 делит антифрикционный слой в осевом направлении на две половины, а сечение этого паза в форме ласточкиного хвоста обеспе, чивает независимые деформации каждой половины от действия основной радиальной нагрузки, осевой нагрузки и температуры. Крайние поперечные пазы 5, 7 на торцах корпуса имеют полукруглое сечение, в результате чего обеспечиваются свободные деформации айтифрикционного слоя на крайних секциях в продольном направлении при изменении температуры.

Поперечные пазы 4, 6 полукруглого сечения на концах цилиндрической части ко пуса обеспечивают свободную деформацию при изменениях температуры и предохраняют антифрикционный слой от пластических деформаций в случае высокого нагрева подшипника. В результате ликвидируется воэможность образования поперечных трещин и разрывов антифрикционного слоя, являющихся основной причиной отказов подшипника, т. е. увеличивается срок службы. антифрикционного слоя.

При сухом трении корпуса подшипника о шейку оси происходит интенсивный износ трущихся поверхностей. Пазы в корпусе, предназначенные для крепления антифрикционного слоя, в этом случае являются каналами для удаления продуктов износа с поверхности секций на корпусе.

В результате замедляется рост температуры нагрева и уменьшается вероятность схватывания трущихся поверхностей, т. е. также увеличивается живучесть подшипника.

Предлагаемый подшипник, в сравнении с известными, обладает повышенной надежностью и долговечностью.

Формула изобретения

679454

Составитель A. Честной

Редактор И. Марголис Текред С. Мигай Корректор M. Íåì÷èê

Заказ 4706/16 Тираж 590 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-З5, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4