Устройство для управления транспортным средством с прицепным звеном
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Рееттублик (и 679462
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.02.78 (21) 2578734/27 11 с присоединеииен заявки йЪ(23) П риоритет—
Опубликовано 15.08.79. Бюллетень М 30
Дата опубликования описания 17.08,79 (5l)M. Кл.
В 62 Л) 13/02
Гещаарствекнмй ханхтет
СССР ю дапам кзабратвнай к oepwsi (53 у Уд К 629. 1 13. .014.5(088,8) (72) Авторы изобретения
A. В. Титов и А. С. Быстров (73) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ
СРЕДСТВОМ С ПРИЦЕПНЫМ ЗВЕНОМ
Изобретение относится к транспортно -"
- му машиностроению.
Известно устройство для управления транспортным средством с прицепным звеном,. содержащее систему тяг и рычагов, 5 связывающих передние и задние управляемые колеса транспортного средства с рулевым механизмом и копиром jlj.
Однако известное устройство срабатывает только в зависимости от угла скла.10 дывания автопоеэда и не может быть использовано для управляемых задних колес головного звена, так как не обеспечивает выход автопоезда из поворота.
Например, для выхода автопоеэда из ле15 вого поворота, при котором передние управляемые от рулевого вала колеса головного звена повернуты влево, а задние, управляемые в зависимости от угла складывания, колеса голсвного звена повернуты вправо, водитель поворачивает руль впра« во, в результате чего передние колеса начинают поворачиваться вправо, в то время как задние колеса так и остаются по- вернутыми вправо, так как угол складывания автопоезда, от которого зависит поворот задних колес, не меняется. Головное звено не выходит иэ левого поворота, а заднюю его часть выносит вправо за пределы полосы движения.
Бель изобретения — улучшение маневр ен нос ти.
Для этого предлагаемое устройство снабжено гидрораспределителем и пружинным стабилизатором двухстороннего действия с компенсатором, при этом тяга управления задними колесами транспорт ного средства через гидрораспределитель соединена со стабилизатором, шток которого через компенсатор кинематически связан с рулевым механизмом, а цилиндр стабилизатора — с копиром, который установлен на опорно-сцепном устройстве транспортного средства для взаимодейст вия с прицепным звеном.
На фиг. 1 изображена схема предлагаемого устройства для управления задними колесами головного звена; на фиг. 2679462
3 стабилизатор положения золотника (узел
1 фиг. 1), разрез.
Поворотные колеса головного звена соединены попарно рулевыми трапециями 1, 2, обеспечиваю1цими силовую и кинематическуo связь между колесами каждой оси.
Управляющими элементами силовых гидро,цилиндров 3 служат золотники 4. Корпус золотника передней оси соединен с руле.вым механизмом 5, а гидрораспредели- 10 тель с золотником 6 задней оси объединен со стаканом 7 стабипизатора 8. Штоки золотников шарнирно связаны с рулевыми трапециями, обеспечивая обратную механическую связь. Шток 9 стабилиза- t5 тора соединен посредством системы ры« чагов с колесами передней оси, управляемыми с помощью рулевого механизма
5, наружный цилиндр 10 стабилизатора— с копиром 11, взаимодействующим с при- 20 цепным звеном 12. Внутри стабилизатора на штоке 9 между шайбами 13 (фиг. 2) размещена пружина 14, а. в наружном цилиндре 10 между шайбами 15 — пружина 16. 25
При повороте водителем рулевого кс леса, например, влево для отъезда транспортного средства от препятствия, передние управляемые колеса головного звена поворачиьаются влево, Задние колеса, од- 50 нако, не повора пинаются вправо, так как
yr ол складывания между головным и прис цепным звеньями равен О, и нару,кный цилиндр 10 cTBGKTrHGQr opQ 8 связанный с кониром 11, с помощью пружины 16 удерживает стакан 7, а вместе. с ним и. корпус золотника 4 в среднем (нейтральном) положении. При этом шток 9 стаби лиэатора, сжимая более слабую пружину
14, вхолостую перемещается вперед.
По мере отъезда транспортного средства от препятствия появляется угсп складывания, копир 11 сдвигает наружный цилиндр 10 стабилизатора вперед, сжимая пружину 16 и позволяя тем самым стакачу 7 переместиться вперед и открыть золотник 4..Начинается поворот задних колес вправо. 4
При увеличении угла складывания до заданного значения пружина 14 стабилизатора 8 сжимается и задние колеса головного звена перемещшотся на расчетный угол. При выпрямлении передних колес головного звена задние колеса также синхронно (без запаздывания) выпрямляются, так как в этом случае (при наличии угла складывания) пружина 16 стабилизатора сжата и не препятствует обратному перемещению стакана 7 до нейтрального положения.
Рулевой механизм служит, таким образом, управляющим органом для поворота задних колес, а стабилизатор » разрешающим в зависимости от угла складывания, что обеспечивает запаздывание поворота задних колес при orrearre от препятствия и синхронный их поворот при возвращении в прямолинейное движение.
Формула изобретения
Устройство для управления транспортным средством с прицепным звеном, содержащее систему тяг и рычагов, связывающих передние и задние управляемые колеса транспортного средства с рулевым механизмомикопиром, отличающееся тем, что, с целью улучшения маневренности, оно снабжено гидрораспределителем и пружинным стабилизатором двухстороннего действия с компенсатором, при этом тяга управления задними колесами транспортного средства через гидрораспределитель соединена со стабилизатором, шток которого через компенсатор кинематически связан с рулевым механизмом, а цилиндр стабилизатора — с копиром, который установлен на опорно-сцепном устройстве транспортного средства, для взаимодействия с прицепным звеном.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
М 171744, кл. В 62 Х) 13/02, 1964. (прототип).
К нти
Составитель В. Ионова
Техред И. Асталош Корректор(В. Синицкая
Редактор И. Марголис
Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 4707/16 Тираж 769 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
11З035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5