Сцепное устройство для плавсредств

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И""Ё

ИЗОБРЕТЕНИЯ / е

Яф 1

Союз Советснии

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное н авт. свид-ву(22) Заявлено 11.0777 (21) 2506073/27-11 (51)М, Кл.2

В 63 В 21, 56 с присоединением заявки М

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет (. 3) УДК 629. 12 .

013 3С <088 8) Опубликовано 1508.79. Бюллетень М 30

Дата опубликования описания 20,0879 (72) Авторы изобретения

В. И. I)елудяков, Ю. A . .Куприянов и A . .Г. Крупеня (71) Заявитель (54) СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЛАВСРЕДСТВ

Изобретение относится к судостроению.

Известно сцепное устройство для плавсредств, содержащее корпус с прорезью и направляющей для анкерного стержня и эапорный механизм с дистанционно отдаваемим стопором (1) .

Однако такое устроясrao обладает значительными габаритами и весом и, недолговечно в работе, Цель изобретения — уменьшение,габаритов и веса и увеличение долговечности.

Для этого запорный механизм содержит смонтированную с воэможностью поворота пятикулачковую звездочку, Жежкулачковые вырезы которой имеют радиус криви зны, сбответ ст вующий радиусу сопрягаемого со звездочкой анкернoro стержня, а стопор выполнен в виде установленного в корпусе шарнира со скосом и закрепленной на нем подпружиненной Рукоятки,, причем центр поворота шарнира расположен на дуге, проходящей через звездочки, при этом звездочка уст ат".овлена над прорезью для анкерного стерж. ня с совмещением плоскости вращения кулачков с плоскостью прорези.

На Фиг. 1 изображен общий вид предложенного устройства в продольном разрезе; на фиг. 2 — то же, в плане.

Сцепное устройство вкгроч= =I корпу", образованный парой мет;,-!ических пластин 1., эакрепленны . иа проушинах 2. В пластинах 1 выполнены прорези для анкерного стержня 3, установленного на борту толкаемого плавсредства 4, Верхняя образующая каждой прорези представляет собой направляющую 5, продолжением которой служит трос б, закрепленный на кор15 . пусе устройства. Трос 6 соединен со съемндй лебедкой, установленной на палубе толкаемого плавсредства 4.

В корпусе устройства между пластинами 1 установлен эапорный механизм, выполненный в аиде пятикулачковой звездочки 7, установленной с воэможностью поворота на оси. Радиус межкулачковых вырезов звездочки соответствует Радиусу анкерного стер жня 3. Запорный механизм включает также стопор в виде шарнира 8, имею щего скос и снабженного подпружинен ной рукояткой 9. LlapHNp 8 установлен по дуге,. описываемой вершинами кулачков, с таким ра-.четом, что т лос679472 кость ско а, располагаясь «о нормали к радиусу звездочки, находится за дугой. Рукоятка 9 имее ограничитель перемещения 10 и закрепленный на ее свободном конце трос 11 для обеспечения дистанционного разворота шарнира 8. Трос 11 пропушен в скобу 12. Сцепные устройства устанавливают обычно в носовой части толкача.

Устройство работает следующим образ ом.

Для стыковки толкача с толкаемым плавсредством съемные лебедки, соединенные тросами 6 со сцелными устройствами, устанавливают на палубе, тол каемог о плавсредств а . При выбирании троса 6 корпус сцепного устройства приближается к анкерному стержню 3, который затем, скользя по направляющим 5, упирается в один из кулачков звездочки 7, поворачивает ее и, войдя в корпус устройства, попадает в пространство, ограниченйое прорезями корпуса устройства и межкулачковым вырезом звездочки 7.

20

В этот момент другой кулачок звездочки упирается в скос шарнира 8 и по мере движения разворачивает шарнир 8 вокруг оси.. Миновав плоскость скоса, кулачок останавливается, так как анкерный стержень к этому вре- 30 мени занимает крайнее положение в корпусе устройства, и шарнир 8, освободившись от воздействия кулачка на его скос, разворачивается под действием пружины до соприкосновения 35 рукоятки 9 с ограничителем 10. При развороте тело шарнира 8 входит в межкулачковый вырез звездочки, препятствуя вращению звездочки в обратном направлении и обеспечивая надеж- 40 ную фиксацию анкерного стержня в корпусе устройства.

Открытие сцепного устройства производится путем натяжения троса 11, что обеспечивает разв орот шарнира

8 до положения, при котором тело шарнира 8 выходит из зацепления с кулачком. После этого анкерный стержен ь 3, вращая э в ез дочку 7, выходит иэ корпуса устройства.

Формула изобретения

Сцепное устройство для плавсредств, содержащее корпус с прорезью и направляющей для анкерного стержня и запорный механизм с дистанционно отдаваемям стопором, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения габаритов и веса и увеличения долговечности, запорный механизм содержит смонтированную с возможностью поворота пятикулачковую звездочку, межкулачковые вырезы которой имеют радиус кривиз ны, соответствующий радиусу сопрягаемого со звездочкой анкерного стержня, а стопор выполнен в виде установленного в корпусе шарнира со скосом и закрепленной на нем подпружиненной рукоятки, причем центр поворота шарнира расположен на дуге, проходящей через звездочки, при этом звездочка ус-ановлена над прорезью для анкерного стержня с совмещением плоскости вращения кулачков с плоскостью прорези.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 ..526542, кл, В 63 В 21/56, 090273 (прототип) .

679472

Фиг. Г

Составитель Ю. Немировский

Редактор С. Байкова Техред М.Петко Корректор A. Гриценко

Заказ 4709/17 . Тираж 514 Подписное

ЦНИИПИ Государствени;:го комитета CCCP по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4