Система обеспечения безопасности работы шахтных подъемных установок при застревании сосудов в стволе

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

679504

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Соцмапмстимеских

Республмк (6!} Дополнительное к авт. свиа-ву (22) Заявлено 17,06.77 (21) 4990 3/ 9-11 с присоединением заявки № (23} Приоритет

Опубликовано 15.08.79.Б юллете н ь №30

Дата опубликования опнсания17.08,79

Л (512 M. KJ1

В 66 В 5/02

Государственный номнтот

СССР оо делам нэооретоннй н отнрытнй (53) УДК 621.866 (088.8) (72) Авторы изобретения

Я. М, Бакалейник, В. И. Ермолаев, И, Ф. Попов и 3. Г. Салихов (71) 3аявитель Всес" юзный научно-исследовательский и конструкторский институт "Цветметавтоматика (54) СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

РАБОТЫ ШАХТНЫХ ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК

ПРИ ЗАСТРЕВАНИИ СОСУДОВ В СТВОЛЕ

Известно устройство для зашиты шахтных подъемных установок от застреваний подъемного сосуда, содержащее датчики масс, устанавливаемые под подшипники копровых шкивов обеих ветвей подъемной установки, блок задания уставки срабатывания, выход которого соединен с первым входом блока сравнения, блок выдачи сигналов аварии и останова, вход которого подключен к выходу блока сравнения Г 11 .

В подобных защитах очень важным фак10 тором является своевременное обнаружение застрявшего сосуда, что может предотвратить аварию.

Однако известное устройство имеет существенные недостатки.

В известном устройстве защиты время, измеряемое с момента застревания сосуда и до момента выдачи сигнала обнаружения этого застревания, зависит от величины массы транспортируемого груза и увели20 чивается при ул;еньшении последней.

Это объясняется тем, что уставка, при достижении которой фиксируется застревание сосуда и производится останов подъемной машины, выбирается с учетом максимальной массы транспортируемого груза, а время достижения этой уставки зависит от величины разности масс груженого и порожнего подъемного сосуда.

Другим не менее сушественным недостатком известных устройств является необ. ходимость прил е не ни я для компенсации массы опускаемого в ствол шахты головного каната сельсинов, надежность работы которых для глубоких стволов низка (изза возможности накапливания ошибки).

Следует также учесть, что аварийная ситуация на подъемном комплексе возникает «е мгновенно, а накапливается по мере эксплуатации. Следовательно, для предупреждения (прогнозирования) застревания сосуда необходим непрерывный контроль состояния элементов подъемного комплекса, Известное же устройство не обеспечивает выполнение подобных функций, так как одной из составляющих, определяющих

679504 величину уставки срабатывания зашиты, является масса перевозимого груза, величина которого колеблется в значительных пределах.

Белью настоящего изобретения является повышение надежности контроля и предупреждения аварийных ситуаций.

Поставленная цель достигается тем, что система обеспечения безопасности работы шахтных подъемов при застревании 10 сосудов в стволе содержит дополнительно сумматор, блок постоянных сумм масс подъемных сосудов и головных канатов, два дополнительных блока сравнения, блок памяти, блок переключения и блок прогно- 1 эирования, причем входы сумматора соединены с выходами датчиков масс, а выход — с первым входом одного иэ дополнительных блоков сравнения, к второму входу которого подключен блок постоянных 0 сумм масс подъемных сосудов и головных канатов, а выход упомянутого блока сравнения связан с входом блока переключения, выходы которого соединены с блоком памяти и с одним из входов второго иэ дополнительных блоков сравнения, с другим входом которого связан выход блока памяти, а выход второго из дополнительных блоков сравнения подключен ко входу блока прогнозирования и ко второму sxoay блока сравнения.

Это позволяет существенно повысить надежность работы системы.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена функциональ- - З ная схема предложенной системы, которая содержит датчики 1 и 2 масс, сумматор 3, блок 4 постоянных сумм масс головных канатов и подъемных сосудов, блоки сравнения 5, 6 и 7, блок задания уставкн сра-40 батывания 8, блок памяти 9, блок переключения 10, управляемый контактами второго реле ускорения (2РУ) подъемной машины, связь с которым на схеме не показана, блок выдачи сигналов аварии и останова подъемной машины 11, блок прогнозирования 12.

Там же показаны шкивы копров 13, подъемные канаты 14, подъемные сосуды

15.

Работа устройства происходит следующим образом.

Перед перемещением подъемных сосудов посредством датчиков 1 и 2 масс значение масс сосудов, головных канатов и транспортируемого груза обеих ветвей подъемной установки поступают на входы сумматора 3, с выхода которого просуммированноо зна е пк поступает на первый

BxoQ блока сравнения 5> llo второй Bxoll которого из блока 4 подается постоянная сумма масс порожних подъемных сосудов и головных канатов обеих ветвей подъсмной установки.

B результате сравнения с выхода блока сравнения 5 через блок переключения 10 в блок памяти 9 поступает фактическое значение суммы масс транспортируемых грузов обеих ветвей подъемной установки.

Во время перемешения подъемных сосудов выход блока сравнения 5 через блок переключения 10 подключается к первому входу блока сравнения 7, на другой вход которого с выхода блока памяти 9 поступает зафиксированное ранее значение масс транспортируемых грузов, Сигнал разности с выхода блока сравнения

7 непрерывно поступает на один из входов блока сравнения 6 и на вход блока прогнозирования 12 (например, самописец, который имеет устройство сигнализации о6 опасном увеличении сопротивления движению сосуда в стволе) °

На другой вход блока сравнения 6 из блока 8 поступает заранее установленное значение — уставка срабатывания блока аварии и останова подъемной машины 11.

При застревании подъемного сосуда сигнал, разности с выхода блока сравнения

7 достигает величины уставки блока 8 и с выхода блока сравнения 6 на вход блока12 поступает сигнал, приводящий к его срабатыванию.

Система в описанной совокупности бло— ков и их взаимосвязей обеспечивает по сравнению с известными независимость выдачи сигнала аварии и останова подъемной машины от массы транспортируемого груза; повышение надежности защиты за счет исключения необходимости применения сельсинов для компенсации веса головного каната; прогнозирование застревания подъемного сосуда, что в свою очередь обеспечивает своевременное выявление дефектов в элементах подъемного комплекса и принятие всех мер (предупреждение машиниста, снижение скорости сосудов, полная остановка сосудов и т.a.), исключающих возможность появления аварии.

Формула изобрете ния

Система обеспечейия безопасности работы шахтных подъемных установок при застревании сосудов в стволе, содержа—

679504

Ш1ИИПИ Заказ 4720/19 Тираж 992 Подписное

Филиал ПИ11 "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 шая датчики масс, устанавливаемые под подшипники копровых шкивов обеих ветвей подъемной установки, блок задания уставки срабатывания, выход которого соединен с первым входом блока сравнения, блок выдачи сигналов аварии и останова, вход которого подключен к выходу блока сравнения, о т л и ч а ю иь а я с я тем, что, с целью повышения надежности контроля и предупреждения аварийных ситуаций, она о снабжена сумматором, блоком постоянных сумм масс подъемных сосудов и головных канатов, двумя дополнительными блоками сравнения, блоком памяти, блоком переключения и блоком прогйозирования, причем входы. сумматора соединены с выхсдаь.и датчиков масс, а выход — с первым входом одного из дополнительных блоков сравнения, к второму входу которого подклю *.ен блок постоянных сумм масс подъемных сосудов и головных канатов, а выход упомянутого блока сравнения связан со вхоцом блока переключения, выходы которого соединены с блоком памяти и с одним из входов второго из дополнительных блоков сравнения, с другим входом которого связан выход блока памяти, а выход второго из дополнительных блоков сравнения подключен ко входу блока прогнозирования и ко второму входу блока срав ненияв

Источники информации,принятые во вни-. мание при экспертизе

1. Аппарат защиты шахтных подъемных установок от напуска каната и перегрузки АЗСП-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации КФ-07К-АТО, 1969.