Устройство для подачи жидкой смазки к узлам и деталям передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АЮТОРОФОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ -Союз Советских
Сохреалттстннастоех
Распубттня „679754 (6!) Дополнительное к авт, сана-ву(22) Заявлено 29.11.76 {21) 2425300/25-28 с присоединением заявки 34(23) Приоритет
Опубликовано15.08.79.Бюллетень Ж ЗО
Дата опубликования описания 18,08.79 (51) М. Кл.
F16 H 57/04
f36 К 7/22
Гасударственный нвентет
СССР не делам неебретенкй н еткритнй (53) УДК 621.89 (088.8) (72) Лвторы изобретения
Я. Е, Сигал и В. С. Тюренков
Всесоюзный научно-исследовательский институт стронтепьного и дорожного машиностроения (71) Заявитель
{54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ЖИДКОЙ СМАЗКИ
К УЗЛАМ И ДЕТАЛЯМ ПЕРЕДАЧ
Изобретение относится к общему машиностроению, s именно к угтройствам, обеспечивающим подачу жидкой смазки к трущимся поверхностям врашжнпихся деталей машин.
Известно угтройство дпя подачи жид кой смазки к узлам и деталям передач, содержащее масляный картер, частично погруженное в него черпвковое колесо,, закрепленное на одном иэ валов переца» чи и имеющее внутреннюю полость, и систему дпя подвода смазки к трущимся поверхностям (11.
Система для подвода смазки к. тру» шимся поверхностям в эком устройстве выполнена в виде скребка, снимающего масло с черпвкового колеса, и лотка, с которого масло стекает в зону смазки.
Ведостатки устройства заключаются в невозможности использования его в ре версивных передачах, так как съем мвспв скребком с колеса возможен только при вращении его в одну сторону, а также в низком КПД устройства,.так как бопь шая часть смазки, поднятая капесом, стекает обратно в картер.
Целью изобретения являются обеспечение подачи смазки при любом напраа пении вращения колеса и повышение КПД устройства.
Это достигается тем, что устройство снабжено черпаками, установпеннымн на торце колеса, внутренняя полость копеса выполнена замкнутой, колесо имеет рата диальные ребра, разделяющие внутреннюю попость нв четное число равных секторов, черпани сообщаются по одному с каждым сектором и имеют по отношению к каждому соседнему черпаку протнвопопожное направление, а система для подвода смвз ки представляет собой расположенную s конде вала буксу, выполненные в вале сквозные отверстия, одним концом вы;ходящие в буксу, размещенный в буксе диск с радиальным пазом, подпружиненный к торцу вала,; и выполненные в ступице копеса отверстия, соединяющие отверстия вала с секторами копеса.
679754
5 о
Кроме тог0, колесо может быть выполнено с перегородкой, перпендикулярной его оси и разделяющей каждый сектор на две части, черпаки установлены на обоих торцах колеса, s направление черпаков на одном торце противоположно направлению черпаков на другом.
На фиг. 1 изображено устройство, разрез по оси черпакового колеса; на фиг. 2 — сечение A A на фиг. 1; на фиг 3 - сечение Б-Б на фиг. 1.
Устройство содержит закрепленное на. валу 1 передачи черпаковое колесо 2 с внутренней полостью, разделенной на секторы 3 радиальными ребрами 4. Внут ренняя полость может быть кроме тогр разделена перегородкой 5 на две части.
На одном или обоих торцах колеса установлены черпаки 6, сообщающиеся по одному с каждым сектором колеса. B слу чае выполнения колеса без перегородки
5 черпаки. устанавливаются на одном торце колеса и каждый черпак имеет по отношению к соседним противоположное на25 правление. В случае же выполнения коле са с перегородкой 5 черпаки размещаются на обоих торцах колеса, причем черпаки на одном торце имеют одинаковое направление, противоположное направлению черпа-
tl ков на другом торце. Черпаковое колесо, в качестве которого может быть использовано одно из зубчатых колес передачи, предназначено для захвата жидкой смазки из масляного картера (на чертежах
35 не показано) и подъема ее выше уровня смазки в картере.
Для обеспечения смазки всех трущих ся поверхностей передачи в устройстве предусмотрена система для подвода смаз ки. Она включает в себя расположенную (40 в конце вала 1 буксу 7, размещенный в буксе диск 8 с радиальным пазом 9, подпружиненнйй к торцу вала, сквозные отверстия 10, выполненные в вале 1, и
45 отверстия 11, выполненные в ступице колеса 2 и соединяющие отверстия 10 вала 1 с секторами 3 колеса 2.
Устройство для подачи жидкой смаз ки работает следующим образом.
При вращении вала 1 и колеса 2 чер50 паки 6 в своем нижнем положении эачер пывают смазку из картера, которая перетекает в секторы 3 внутренней полости колеса 2. Зля предотвращения вытекания
55 смазки на.торцах колеса 2 установлены крышки 12. При верхнем положении каждого сектора 3 смазка через отверстия
l l в ступице колеса 2, отверстия 10 в г вале 1 и радиальный паэ 9 диска 8 поступает 8 буксу 7, откуда она самотеком через трубопровод 13 поступает в буксу другого вала передачи (на чертежах не показано), в котором также выполнены отверстия, через которь1е смазка подводится к трущимся поверхностям передачи.
Прижатие диска 8 к торцу вала 1 обеспечивает предохранение от перетекания смазки иэ буксы 7 обратно в картер. От проворота диск 8 удерживается штифтом
14,,входящим в радиальный паз 9.
Предлагаемое устройство обеспечивает смазку трущихся поверхностей передачи при любом направлении вращения его Bsлов. Выполнение черпакового колеса с замкнутой внутренней полостью, разделенной на секторы, значительно увеличивает
КПД устройства, позволяет поднимать смазку значительно выше ее уровня в картере, благодаря чему поддерживается постоянное давление в системе смазки.
Формула изобретения
1. Устройство для подачи жидкой смазки к узлам и деталям. передач, содержащее масляный картер, частично погруженное в него черпаковое колесо, закрепленное на одном из валов передачи и имеющее внутреннюю полость, и систему для .подвода смазки к трущимся поверхностям, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения подачи смазки при любом направлении вращения колеса и повышения КПД устройства, оно снабжено черпаками, установленными на торце колеса, внутренняя полость колеса вы полнена замкнутой, колесо имеет радиальные ребра, разделяющие внутреннюю полость на четное число равных секторов, черпаки сообщаются по одному с каждым сектором и имеют по отношению к каждому соседнему черпаку противоположное направление, а система для подвода смазки представляет собой расположенную в конце вала буксу, выполненные в вале сквозные отверстия, одним концом выходящие в буксу, размещенный в буксе диск с радиальным пазом, подпружиненный к торцу вала, и выполненные в ступице колеса отверстия, соединяющие отверстия вала с секторами колеса.
2,.Устройство по п. 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что колесо выполнено с перегородкой, перпендикулярной его оси
679754
ЦНИИПИ Заказ 4769/32 Тираж 11,3 9 Подписное
Фипиал ППП Патент", r. Ужгород, уп. Проектная. 4 и разделяющей каждый сектор на две части, черпаки установлены на обоих торцах колеса, а направление черпаков на одном торце йротивоположно направлению черпаков на другом.
Источники информании, принятые во внимание при экспертизе
1. Пуш В. Э. Системы смазки металлорежущих станков.-М., Машгиз, 1948, с. 128, фиг. 162.