Двигатель-вентилятор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советсниз

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ (6l) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02,08.77 (21) 2511677/24-07 л (51) М. Кл

Н 02 К 9/04 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет

Государственный комнтет

СССР по делом нзобрвтеннй н открытнй

Опубликовано 15.08.79. Бюллетень ¹ 30 (53) УДК

621.313.713

Дата опубликования описания 15.08.79 (72) Авторы изобретения

А. А. Дартау, В. А. Кожевников и Н. П. Соболева (71) Заявитель (54) ДВИГАТЕЛЬ вЂ” ВЕНТИЛЯТОР

Изобретение относится к устройствам независимой вентиляции электрических машин и аппаратов.

Известны многочисленные конструкцш» встроенных вентиляторов, использующие для привода вентиляторов асинхронные двигатели традиционной барабанной конструкции с барабанными обмотками статоров и внутренними короткозамкнутыми роторами, сочлененные на одном полом валу с вентиляторными колесами обычной конструкции (1). »0

Недостатками этих конструкций являются большие осевые размеры, вызванные использованием стандартных двигателей барабанной кокструкшп» со сравнительно малым диаметрами расточки и большими вылетами лобовых соединений бара- 15 банных обмоток статоров, требующие соответственного удлинения валов и шитов вентилируемых машин и существенного увеличения их веса.

Известен также двигатель-вентилятор, содержащий статор с кольцевым магнитопроводом и 20 секционированной обмоткой, ротор с кольцевым магнитопроводом и вентиляторным колесом с лопастями и размещенную свободно на валу втулку с фланцем, на котором закреплен статор, а на втулке установлено на подшипниках вентиляторное колесо с размещенным на нем магнитопроводом ротора 12).

Недостатками этой конструкции являются:

1) повышеннь»й расход меди на изготовление обмотки статора вследствие большой длины лобовых соединений обмотки при числах полюсов 2 или 4, как это требуется для вентиляторов;

2) сложность изготовления и крепления намотанных из ленты кольцевых магнитопроводов статора и ротора с радиальнь»ми пазами на их торцовых поверхностях, исключающая использование компаундных штампов и требующая использования пазовых штампов и специального оборудования для протяжки штампуемых лент;

3) большие осевые магнитные тяжения между статором и ротором приводного двигателявентилятора, в результате которых становится необходимой установка кроме опорных также и упорные подшипники как у вентилируемого двигателя, так и у приводного двигателя-вентилятора.

68()113

Целью настоящего изобретения является устранение этих недостатков.

С целью устранения указанных недостатков известный двигатель-вентилятор. набжен дополнительным кольцевым магнитопроводом ротора, а вентиляторное колесо имеет соединенные спицами, образующими каналы для хладагента, ступицу и обод, с размещенными в них магнитопроводами ротора, внутрснний иэ которых имеет пазы на наружной поверхности, а внешний — 10 на внутренней, при этом статор расположен между магнитопроводами ротора и имеет пазы на 1внутренней и наружной цилиндрических поверхностях, в которых расположены секции обмотки, выполненной кольцевой. 15

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фигуре 1 приведен продольный разрез, а на фиг. 2 — вид А — А данной конструкции.

1(ольцевой магнитопровод 1 статора закреплен на фланце 2 втулки 3, на которой установ- щ лено на подшипниках 4 вентиляторное колесо 5 с лопастями 6. Вентиляторное колесо имеет ступицу 7 и обод 8, которые соединены спицами 9, образующими каналы 10 для хладагента. В ступице и ободе расположены магнитопроводы ротора, 25 внутренний 11 из которых имеет пазы на наружной поверхности, а внешний 12 — на внутренней.

Статор расположен между магнитопроводами

11 и 12 ротора и имеет пазы на внутренней и зо наружной цилиндрических поверхностях, в которых расположены секции 13 кольцевой обмотки.

Таким образом, внутренний и наружный магнитопроводы ротора совмещены, первый — со ступицей, а второй — с ободом вентиляторного колеса и снабжены пазами, первый — на наружной, а второй — на внутренней цилиндрических поверхностях. В пазах магнитопроводов расположены стержни короткозамкнутых обмоток ротора, отлитые зацело из алюминиевого сплава с тела- 40 ми ступицы и обода и спицами колеса их соединяющими. Между спицами свободно циркулирует воздух, охлаждающий статор и ротор, движение которого форсируется вращающимися спицами колеса. 45

Предлагаемая конструкция имеет следующие преимущества:

1) существенное сокращение расхода меди на изготовление обмотки статора, возникающее благодаря резкОму сокращению длины лобовых соединений кольцевой обмотки, по сравнению с их длиною, в торцовой барабанной обмотке;

2) существенное упрощение изготовления магнитопроводов статора и ротора благодаря использованию компаундных штампов и упрощению крепления пакетов на фланце втулки и колесе вентилятора;

3) существенное сокращение длины машины благодаря использованию второго магнитопровода ротора и устранению вылетов лобовых частей статорной обмотки;

4) радикальное устранение осевых магнитных тяжений между статором и ротором, вызывающих усложнение и удорожение подшипниковых узлов как вентилируемой машины, так и приводного двигателя-вентилятора;

5) радикальное улучшение условий теплосъема с активных частей приводного двигателявентилятора, возникающее благодаря сокраше нию, примерно вдвое, длины активных пакетов стали статора и ротора и благодаря свободной, форсированной спицами, циркуляции воздуха вдоль лобовых частей кольцевой обмотки, омываемых воздухом со всех сторон.

Двигатель-вентилятор представляет собой законченную блочную конструкцию, которая может быть собрана и испытана вне вентилируемой машины и затем в собранном и полностью готовом для эксплуатации виде установлена вне или внутри подшипникового щита вентилируемой машины постоянного или переменного тока или на любом другом вентилируемом объекте.

В частности, возможно использование блочных двигателей-вентиляторов предложенной конструкции для: а) принудительного охлаждения тиристорных преобразователей новой серии; б) независимой вентилягии частично регулируемых асинхронных двигателей на базе серии 4А.

Возможно также использование двигателейвентиляторов для охлаждения радиаторов мощных трансформаторов с жидкостным заполнением, что повлечет за собою существенное сокращение габаритов конструкции.

Формула изобретения

Двигатель-вентилятор, содержащий статор с кольцевым магнитопроводом и секционированной обмоткой, ротор с кольцевым магнитопроводом и вентиляторным колесом с лопастями и размещенную свободно на валу втулку с фланцем, на котором закреплен статор, а на втулке установлено на подшипниках вентиляторное колесо с размещенным на нем магнитопроводом ротора, отличающийся тем, что, с целью улучшения весогабаритных показателей и упрощения, он снабжен дополнительным кольцевым магнитопроводом ротора, вентиляторное колесо имеет соединенные спицами, образующими каналы для хладагента, ступицу и обод с размещенными в них магнитопроводами ротора, внутренний иэ которых имеет пазы на наружной поверхности, а внешний — на внутренний, а статор расположен между магнитопроводами ротора и имеет пазы на внутренней и наружной цилиндрических поверхностях, в которых

6зо!!3 расположены секции обмотки, выполненной кольцевой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе!. Патент Швейцарки N 356)93, 2! д 55/51, 195 7. .2, Авторское свидетельство ССГР У 425270, кл. Н 02 К 9/04, 1972.

680!13

Составитель Л. Карцева

Техред З.Фанта

Корректор А. Власенко

Редактор В. Лукин

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 4807/51 Тираж 857

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5