Всережимный регулятор топливного насоса

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСА

ИЗОБРЕТ

К АВТОРСКОМУ СВИД (61) Дополнительное к авт. свид (22) Заявлено 01.04.77 (21) 24 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

Опубликовано 25.08.79. Б

Дата опубликования описа

Гасударственный комитет ссса па делам изабретеннй н аткрытий (72) Автор изобретения

Е. И. Блаженнов

Ярославский политехнический институт (7l ) Заявитель (54) ВСЕРЕЖИМНЫИ РЕГУЛЯТОР

ТОПЛИВНОГО НАСОСА

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к регуляторам дизелей.

В основном авторском свидетельстве № 200949 описан всережимный регулятор топливного насоса, содержащий помещенные на валу насоса центробежные грузы и муфту, опирающуюся на промежуточный рычаг, шарнирно сочлененный с главным рычагом и рейкой насоса, шарнирная связь главного и промежуточного рычагов может быть осуществлена по принципу рычагов первого и второго рода по отношению к точке опоры муфтыо1.

Однако перенастройка работы такого регулятора с принципа системы рычагов первого рода на принцип системы рычагов второго рода требует разборки и частичной перенастройки.

Цель изобретения — улучшение характеристик впрыска и повышение универсальности конструкции регулятора, облегчение его эксплуатации и обслуживания.

Для этого в предлагаемом регуляторе шарнирная связь главного рычага с промежуточным, расположенная по отношению к точке опоры муфты по принципу системы рычагов первого рода, выполнена в виде установленной на упругом основании опоры с ограничительным упором, а шарнирная связь главного рычага с промежуточным, 5 распо оже ная по отно.ен ю к точке опо- ры муфты по принципу системы рычагов второго рода — в виде опоры с регулируемым плавающим основанием. На фиг. 1 дана принципиальная схема описываемого регулятора; на фиг. 2 — график характеристик насоса при работе с предлагаемым регулятором.

Вал 1 регулятора соединен повышающей передачей 2 с валиком 3 топливного насоса 4 высокого давления. На валу установлена крестовина 5, с которой шарнирно связаны центробежные грузы 6. На конце вала подвижно насажена муфта 7, упирающаяся в промежуточный рычаг 8. Последний связан с главным рычагом 9 шарнирами 10 и !1, а с рейкой 12 топливного насоса 4 — тягой 13. Главный рычаг 9 одним концом соединен с корпусом 14 регулятора с помощью оси 15, а к другому его концу присоединена пружина 16, которая кре681203 пится к рычагу 17 управления. Между промежуточным 8 и главным 9 рычагами уcтановлена пружина 8 корректора. Опора 19 шарнира !1 смонтирована на рычаге 9 на упругом основании 20 и образует вместе с рычагами 8 » 9 связь по принципу рычагов первого рода. Винтом 21 изменяют предварительную затяжку упругого основания 20.

Опора 22 шарнира 10 выполнена плавающей, установлена в главном рычаге 9 подвижно и ооразует вместе с рычагами 8 и 9 связь по принципу рычагов второго рода.

Положение опоры 19 регулируется винтом 23

Для характеристики работы регулятора приведен график, изображенный на фи-. 2.

По оси абсцисс отложена частота вращения и валика 3 топливного насоса 4, по оси ординат — величина 4 смегцения рейки 12 топливного насоса 4 (увеличению 3 соответствует увеличение Uèêëовой подачи топлива). Координаты 8,,8„g соответствуют различным настроечным положениям рейки топливного насоса при работе регулятора, Величины n,, na, п4, ns — частоты врашения, соответствующие характерным точкам внешней характеристики лвигателя (а1,...,а4 ) .

При работе двигателя на номинальном режиме главный рычаг 9 своим верхним концом прижат к корпусу 14 регулятора пружиной 16. Центробежная сила pýàùàþшихся грузов 6 передается на муфту 7! и промежуточный рычаг 8, сжимает пружину 18 и упругое основание 20 опоры 19 так, что опоры 19 и 22 своими выступами касаются непосредственно главного рычага 9. При этом положении усилие пружины 18 значительно меньше усилия грузов, а разность этих усилий воспринимается упругим основанием 20 опоры 19.

При уменьшении частоты вращения усилия грузов уменьшаются, и промежуточный рычаг 8 под воздействием упругого основания 20, поворачиваясь на оси шарнира 10, работает по принципу системы рычагов второго рода по отношению к точке опоры муфты до тех пор, пока не закончится перемещение опоры 19. При этом рейка 12 насоса 4 смешается в сторону увеличения подачи топлива по характеристике as — а4.

При дальнейшем уменьшении частоты вращения валика рычаг 8 остается неподвижным до тех пор, пока усилие грузов не сравняется с усилием пружины 18, это соответствует участку характеристики а, — а .

При уменьшении частоты вращения от п„до п, пружина 18 смещает рычаг 8, поворачивая его на оси шарнира 11 за счет зазора в опоре 22, по принципу системы рычагов первого рода по отношению к точке опоры муфты. При этом рейка 12 насоса 4 перемещается в сторону уменьшения подачи .топлива по характеристике а — a> .

В конструкции регулятора предусмотрены регулирующие устройства для смешения точек аз. и а4 в пределах рабочего лиапазона. Так уменьшение затяжки мпругого основания 20 опоры !9 винтом 21 в сочетании со слабой пружиной 18 смешает точку а4 по направлению к точке а (в предельном случае получается характеристика as— а ). Если же предварительная затяжка упру гого основания опоры 9 сильно увеличена. то в сочетании с пружиной 18 увеличенной жесткости точка а получит смещение в направлении точки а (в предельном случае получается характеристика а — -а5 ).

Винтом 24 регулируют величину смешения рейки насоса при перемещении рычага 8 по принципу системы рычагов первого рода, а винтом 23 -- величину смешения рейки насоса при перемегцении рычага 8 по принципу системы рычагов второго рода.

Использование изобретения позволит применять одну конструкцию регуЛятора для двигателей различного назначения, что способствует большей унификации и здел и я.

Применение регулируемых полвижных опор облегчит работы при перенастройке и эксплуатации регулятора.

Кроме того, применение изобретения. например, в автомобильной промышленности, позволит более гибко и регламентированно формировать внешнюю скоростную характеристику лизелей, что, в конечном итоге должно привести к уменьшению дымности и токсичности выхлопных газов и будет способствовать чистоте воздушного бассейна в крупных городах, и íà îîльших стройках, где большое количество различных машин оснащено именно дизелями различного назначения.

Форл ула изобретения

Всережимный регулятор топливного насоса по авт. св. М 200949, or.øöàþ öèéñя тем, что, с целью улучшения характеристик впрыска, шарнирная связь главного и промежуточного рычагов, расположенная по отношению к точке опоры муфты по прин45 ципу системы рычагов первого рода. выпоЛнена в виде установленной на упругом основании опоры с ограничительным упором. а шарнирная связь, расположенная по отношению к точке опоры муфты по принципу системы рычагов второго рола. — в виде опоры с регулируемым плавающим основанием.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Хо 200949, кл. F 02 D lj(0, 1964.

681203

z, Z

Фиг.2

Составитель А. Белостоцкий

Редактор В. Дибобес Техред О. Луговая Корректор С. Селехман

Заказ 5057/32 Тираж 628 Подписное

ЦН И И ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал П П П < Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4