Поворотный затвор с гидротормозом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
<1681281 (6t) ???????????????????????????? ?? ??????. ????????-????????” (22) ???????????????? 150277 (2)) 2455085>
Р 16 К 47/10
F 16 К 3/04
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДК 621 646 (088. 8) Опубликовано 2508.79. Бюллетень № 31
Дата опубликования описания 2508.79 (72) Авторы изобретения
А.Ф.Ткаченко, Н.В.Коробка, й.Ф.Котко. и В.Д.Седашов
Украинский научно-исследовательский и проектноконструкторский институт подземной гидравлической добычи угля УКРНИИГИДРОУГОЛЬ (7i } Заявитель (54) ПОВОРОТНЫЙ ЗАТВОР С ГИДРОТЯРМОЗОМ
Изобретение относится к арматуростроению.
Изв естен поворотный з атв ор, в котором для уменьшения удара при закрытии центр тяжести запорного органа в открытом положении расположен выше оси вращения и смещен от вертикали, проходящей через эту ось в сторону, противоположную направлению потока, а ось вращения смещена вниз от оси проходного отверстия затвора (1).
Воздействие обратного потока на верхнюю и нижнюю части запорного органа замедляет его посадку на седл, что не исключает, а только снижает силу удара, приводящего, в конечном итоге, к разрушению узлов и потере герметичности затвора.
Известен поворотный затвор, снабженный гидротормозом, выполненным в виде шарнирно соединенного с корпусом цилиндра, в. котором размещен поршень со штоком, шарнирно связанным с запорным органом, установленным в корпусе на поворотной оси (2).
Недостатком такой конструкции является ее невысокое быстродействие, поскольку торможение запорного органа, с целью устранения ударов, происходит на всем пути открытия или закрытия.
Этот недостаток является существенным для клапанов, работающих в качестве эапорных органов поршневых насосов.
Цель из обре тени я — повышение быс тродействия э атв ора .
Это достигается тем, что в штоке гидротормоэа выполнен паз, а ось запорного органа снабжена пальцем, взаимодействующим с пазом щтока.
На фиг.1 и 2 изображен предлагаемый поворотный затвор с гидротормозом в закрытом положении; на фиг.3 гидравлический тормоз, продольный разрез А-А на фиг.?..
В корпусе 1 затвора на полуосях
2 установлен запорный орган 3, взаимодействующий с седом 4. В полый хвостовик запорного органа 3 вставлен винт 5 с опорным сферическим торцом. На бурт винта 5 опирается тарельчатая пружина 6, поджатая гайкой 7. Хвостовик винта 5 жестко соединен со скобой 8, которая, в свою очередь, жестко соединена с полуосями 2. На одну иэ полуосей жестко посажен кривстиип 9 с пальцем, входящим в паэ штока 10 гидравлического тормоза 11, цилиндрический корпус которого соединен шарниром 12 с корпусом 1 затвора. На штоке 10 тормоза
681281
3 жестко закреплен поршень 13 с проходными отверстиями. Между поршнем
13 и гайкой 14 размещен перекрывной плавающий диск 15. Обе полости тор,моза соединены между собой каналом с регулирующим дросселем 16.
Устройство работает следующим образом.
При движении среды по стрелке (см.фиг.1)„ эа счет разности сил, действующих на эапорный орган 3 ниже и вьме от Оси его вращения, последний поворачивается в положение, показанное штрих-пунктиром. Одновременно с поворотом запорного органа поворачивается кривошип 9, который вначале поворачивает гидротормоэ
11 относительно шарнира 12, а затемпосле того, как будет выбран зазор между пальцем кривсшипа 9 и торцом паза на штоке 10 тормоза, — начнет перемещать шток 10.
При этом, жидкость, заполняющая обе полости тормоза, в начальный момент воздействует на диск .15, открывает отверстия в поршне 13, а затем - свободно перетекает через них иэ одной полости в другую, не создавая дополнительного сопротивления открытию запорного органа 3 .
При остановке потока запорный орган 3, центр тяже®ти которого сме щен от вертикали, проходящей через ось вращения, в сторону, противоположную направлению потока, под действием собственного веса садится на седло.
Закрываясь, запорный орган 3 поворачивает кривсшип 9, который вначале поворачивает тормоз 11 относительно шарнира 12, а затем, пос! ле того, как будет выбран зазор между пальцем кривсыипа 9 и торцом паза, начнет перемещать шток 10. При этом диск 15 перекрывает отверстия в поршне 13, и поршень вытесняет жидкость иэ одной полости тормоза
5 11 в другую только через соединяющий их канал с регулирующим дросселем
16. Дросселированием жидкости, соответствующим концу периода закрытия запорного органа 3, поглощается
10 кинематическая энергия запорного органа 3, и он без удара садится на седло.
Начало воздействия запорного органа 3 на гидравлический тормоз 11 определяется длиной паза в штоке 10, а необходимое сопротивление жидкости, вытесняемой иэ одной полости тормоза в другую, создается посредством регулирующего дросселя 16.
20 Формула из обретения
Поворотный затвор с гидротормозом, эыполненным в виде шарнирно соединенного с корпусом цилиндра, в котором размещен поршень со штоком, шарнирн о .св яз анным с з апорным орг аном, установленным в корпусе йа поворотной оси, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения быстродейс твия, в штоке гидротормоэ а
30 выполнен паз, а ось запорного органа снабжена пальцем, взаимодействующим с пазом штока., Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
35 1. Патент США Р 2556904, кл. 251/123, 1951.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 404989, кл. F 16 К 47/00с 1972.
681281
Сос т ави тел ь Т. Пут ен к о
Техред С.Мигай Корректор Г.Назарова
Редактор С.Суркова
Заказ 5065/36
Тираж 1139 Подписное
ЦНИИПИ Государственного .комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, г.Ужгород, ул. Проектная,-4