Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О и И С " й-И"Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик. 1 /б

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено0103.78 (21) 2583511/24-07 (51)М. Кл. с присоединением заявки №

Н 02 К 5/00

Государстееииый комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДК621 313 .04 (088.8) Опубликовано 2508.79. Бюллетень ¹ 31

Дата опубликования описания 25,0 8,79 (72) Автор изобретения

В. И. Галкин (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к области электромааиностроения, в частности к высокооборотным электрическим машин ам.

Известна электрическая машина со стабилизацией ротора в радиальном направлении рабочим полем двигателя за счет зубчатого строения активных поверхностей статора и ротора и осевым газовым подпятником (1). Основным недостатком этой конструкции является увеличенное потребление тока, вызванное зубчатостью активных поверхностей статора и ротора.

Известна также электрическая машина, содержащая магнитопровод статора с обмотками, ферромагнитные ротор и корпус, газовые радиальные опоры и магнитные осевые стабилизирующие устройства, выполненные в виде ряда кольцевых зубцов,соосных с осью вращения ротора (2). В известной машине одна из опор является полностью газовой, другая — маг- 25 нитной. Недостатком такой конструкции является то, что магнитный поток стабилизации проходит через дополнительный зазор, что приводит к снижению использования активных материалов, увеличению массы и габаритов.

Целью изобретения является сни— жение массы и габаритов электрической машины.

Это достигается тем, что между зубцами осевого стабилизирующего устройства установлены кольца из немагнитного антифрикционного материала, образующие вместе с зубцами рабочие поверхности газовых опор.

Для повышения устойчивости ротора немагнитные ант фрикционные кольца могут быть выполнены из электропроводящего материала.

На чертеже изображена предложенная электрическая машина, продольный разрез.

Магнитопровод статора 1 с обмотками установлен в ферромагнитном корпусе 2. На статоре расположены магнитопроводы опор 3 и 4, отделенные зазорами 5 и 6 от расположенных на ферромагнитном роторе 7 рабочих поверхностей опор. На статоре и на роторе выполнены кольцевые зубцы

8 — 11, соосные с осью вращения ротора и образующие осевое стабилизирующее устройство.

681508

Формула изобретения!

4 Ю

Составитель 3.Горник

Редактор A.Áåð Техред М.Келемеш Корректор В.Синицкая

Заказ 5101/49 Тираж 857 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r.Óæãoðoä, ул. Проектная,4

Между зубцами осевого стабилизирующего устройства установлены кольца 12 из немагнитного антифрикционного материала, образующие гладкие поверхности зазоров 5 и 6 газовых радиальных опор.

Между корпусом 2 и магнитопроводами опор 3 и 4 установлены кольцевые постоянные магниты 13 и 14, радиально намагниченные и включенные последовательно. На конце вала ротора насажена турбина 15.

I0

При работе электрической машины осевая нагрузка турбины 15 воспринимается осевым стабилизирующим устройством. Поток магнитов 13 и 14 замыкается последовательно через 15 корпус 2, ротор 7, зазоры 5 и 6, и магнитопроводы опор 3 и 4 и зубчатые поверхнос"è 8-11. Зубчатые поверхности опор препятствуют осевому смещению ротора, обеспечивая осе- 20 вую стабилизацию.

Радиальные нагрузки воспринимаются газовыми опорами, образованными зубчатыми поверхностями 8-11 и расположенными между зубцам немагнит-25 ными ан ти фри кцион ными кол ьц ами 12 з а счет сост вет ст вующе го перерас предел ения газа в зазорах 5 и 6, Технический эффект изобретения состоит в снижении массы и габаритов

30 электрической машины благодаря совмещению газовой радиальной опоры и магнитного осевого стабили- ирующего устройства.

1. Электрическая машина, содержащая магнитопровод статора с обмотками, ферромагнитные ротор и корпус, газовые радиальные опоры и магнитные осевые стабилизирующие устройства, выполненные в виде ряда кольцевых зубцов, соосных с осью вращения ротора, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения массы и габаритов электрической машины, между зубцами осевого стабилизирующего устройства установлены кольца из немагнитного антифрикционного материала, образующие вместе с зубцами рабочие поверхности газовых опор.

2. Машина по п.l,о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения устойчивости ротора, немагнитные антифрикционные кольца, выполнены из электропроводящего материала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 359313, кл. D 01 Н 1/24, 1970.

2. Патент США Р 3.356.425, кл. 308-10, 1969.