Гайковерт

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ЙЗGБР I -.-="1 Е H"; с

К АВТОРСКОМУ СЕИДЕТЕЛЫ. ТВУ

1! tt 682359

Со1оз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополните Ihlloc к авт. свид-Bi (22) Заявлено 23.09.76 (21) 2406563/25-28 с присоединением заявки ¹ (51) М Кл-

В 25В 21/00

В 25В 23/147 (4!3) Опубликовано 30.08.79. Бюллетень ¹ 32 (45) Дата опубликования описания 30.08.79 (53) УДК 621.8S3 (088,8) ло делаи изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

О. Б. Кудин и Б. Д. Кудин (71) За11витсль

Специализированное проектно-конструкторское бюро

Донецкого областного управления грузового автотранспорта (54) ГАЙКОВЕРТ

"осударстаеииый ио1иитет

23) Приоритет

Изобретение относится к механизированному инструменту, а именно к гайковертам с регулируемым крутящим моментом, применяемым для разборки или сборки резьбовых соединений рессор или колес транспортных средств, преимущественно автомобилей, при их техническом обслуживании и ремонте.

Известен гайковерт с регулируемым крутящим моментом для механизации разборки и сборки резьбовых соединений, содержащий двигатель, редуктор, приводную шестерню, приводной вал и узел контроля крутящего момента на приводном валу, выполненный в виде дополнительной кинематической связи, состоящей из шестерни, находящийся в зацеплении с приводной шестерней и шестерней редуктора, поворотного рычага, установленного на валу приводной шестерни, а между приводным валом и редуктором установлена связанная с концевым выключателем двигателя электромагнитная муфта сцепления (1).

Недостатком гайковерта является сложность перенастройки для работы с правыми и левыми резьбами с различными размерами резьбовых соединений.

Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является гайковерт, содержащий последовательно соединенные асинхронный электродвигатель с цепями питания и управления, редуктор, кулачковую муфту и шпиндель со сменным рабо;им органом, а также узсл KoHTpoëÿ крутя1цего момента с огранпчшшсм нагрузки по току (2).

Недостатком такого гайковерта является то, что величина крутящего момента регулируется с помощью реле максимального тока, включенного в цепь питания электродвигателя, что при больших колебаниях ссTeBoI о напряжеии11, характерного p;III oo Ihшей части автотранспортных предприятий, приводит к неточности работы гайковерта, 16 а также то, что диапазон регулпров1 невелик.

Цель изобрстения — повышение то:ности работы и расширение диапазона ограничения крутящего момента гайковерта.

20 Указанная цель достигается Teil, что гайковерт снабжен трансформаторами сетеBoго напряжения и тока, ограии.штель крутящего момента выполнен в впдс транзисторного реле с управляющим контактом, цепя25 ми управления и питания, последняя из которых соединена через полупроводниковый выпрямительный мост с вторичной обмоткои трансформатора напряжения, цепь управления реле связана через полупрогодни311 ковый выпрямптельвый мост и резистор с

682359

60

3 вторичной обмоткой трансформатора тока, а управляющий контакт включен в цепь управления электродвигателем. При этом резистор выполнен в виде переменного делителя напряжения.

На фиг. 1 изображен гайковерт, общий вид; на фнг. 2 — принципиальная электрическая схема гайковерта.

Гайковерт содержит асинхронный электродвигатель 1, соединенный эластичной муфтой 2 с входным валом червячного редуктора 3. На выходном валу резистора установлена кулачковая муфта 4, кинематически связанная со сменным рабочим органом 5 шпинделя 6. Элементы и электроблок

7 установлены на тележке 8, содержащей верхнюю раму 9 и нижнюю раму 10 с рукоятками, соединенными через сдвоенный винтовой подъемник 11 с общим управлением от маховика 12.

Электроблок 7 содержит трансформатор

13 напряжения, трансформатор 14 тока, электромагнитные контакторы 15 и 16 с нормально открытыми контактами 17 — 19 и

20 — 22 и с нормально открытыми блок-контактами 23 и 24, нормально закрытыми блок-контактами 25 и 26 и намагничивающими катушками 27 и 28; кнопки 29 и 30 управления с нормально открытыми контактами 31, 32 и 33, 34, кнопку 35 управления, полупроводниковые выпрямительные мосты 36 и 37, переменный резисторный делитель 38 напряжения и транзисторное реле 39, состоящее из транзистора 40 промежуточного электромагнитного или магнитно-электрического реле 41 постоянного тока с нормально закрытым контактом 42 и намагничивающей катушкой 43; обратно включенный полупроводниковый диод 44 и переменное сопротивление 45 в цепи управления транзистора.

На фиг. 1 показаны также колеса 46 стремянки 47 рессор 48, гайки 49 стремянок и колес, осмотровая канава 50, уровень пола 51 помещения. Цепь питания нагрузки транзисторного реле, содержащая эмиттер и коллектор транзистора 40 и намагничивающую катушку 43 реле 41, шунтированную обратно включенным диодом 44, соединена через выпрямительный мост 37 с вторичной обмоткой трансформатора 13 напряжения. Цепь управления транзисторного реле, содержащая эмиттер и базу транзистора 40 и переменное (установочное) сопротивление 45, связана через выпрямительный мост 36, нагруженный переменным резисторным делителем 38 напряжения, с вторичной обмоткой трансформатора 14 тока.

Управляющий контакт 42 транзисторного реле включен в цепь намагничивающих катушек 27 и 28 контакторов 15 и 16. Контактор 15 служит для включения электродвигателя на завертывание гайки с правой или отвертывание гайки с левой резьбой.

Контактор 16 служит для включения элек5

4 тродвигателя на отвертывание гайки справой или завертывание гайки с левой резьбой.

Переменный резисторный делитель напряжения служит задатчиком-ограничителем величины крутящего момента затяжки резьбового соединения. Чем больше снимаемое с делителя напряжение для цепи управления, тем при меньшем крутящем моменте срабатывает транзисторное реле и выключает контактор в цепи питания электродвигателя.

Работа гайковерта по завертыванию гайки с правой резьбой, например, стремянки рессоры, осуществляется следующим образом.

Изменяя положение шпинделя 6 со сменным рабочим органом в пространстве, надевают сменный рабочий орган 5 на гайку 49, наживленную на стремянку 47, фиксируют от поворота колеса тележки. Устанавливают величину предельного крутящего момента на шкале делителя 38. Нажимают кнопку 29 управления. При этом замыкание ее контакта 31 в цепи намагничивающей катушки 27 вызывает включение контактора 15, т. е. замыкание его контактов 17—

19 в силовой цепи питания электродвигателя 1, а блок-контакт 23 шунтирует контакт

31 кнопки 29 управления. В свою очередь контакт 32 кнопки 29 управления шунтирует вторичную обмотку трансформатора 14 тока для исключения ложного срабатывания транзисторного реле от пускового тока электродвигателя.

После разгона ротора электродвигателя 1 его крутящий момент начинает расти по мере увеличения сопротивления затяжки гайки резьбового соединения. Соответственно растет и ток через транзистор 40 и намагничивающую катушку 43 транзисторного реле 39.

Как только крутящий момент электродвигателя достигает заданного предельного значения, срабатывают транзисторное реле

39 и его управляющий контакт 42 размыкается в цепи намагничивающей катушки

27, что вызывает выключения контактора

15, контакты 17 — 19 которого размыкаются в силовой цепи электродвигателя, вызывая его остановку.

Работа гайковерта по завертыванию гайки с левой резьбой, например колеса, осуществляется аналогично, но электродвигатель включают контактором 16 при нажатии кнопки 30 управления.

Работа гайковерта по отвертыванию гаек осуществляется с блокировкой транзисторного реле 39 путем увеличения сверх неооходимого предельного крутящего момента по шкале делителя 38.

Если при отвертывании «закипевшей > гайки большого диаметра требуется импульсное приложение нагрузки, то до надевания шпинделя со сменным рабочим ор682359 ганом на гайку кратковременным включением электродвигателя в обратном направлении обеспечивают такое исходное положение кулачковой муфты, чтобы после надевания сменного рабочего органа на гайку разгон ротора электродвигателя происходил вхолостую.

После окончания отвертывания гайки выключение электродвигателя осуществляется путем кратковременного нажатия кнопки 35 управления в общей цепи намагничивающих катушек контакторов 15 и 16. Высокая точность работы гайковерта по завертыванию гаек обеспечивает высокое качество затяжки резьбовых соединений рессор и колес автомобилей. Это, в свою очередь, ооеспечивает долговечность указанных резьбовых соединений и безопасность работы транспортных средств.

Широкий диапазон ограничения крутящего момента гайковертов позволяет сократить их номенклатуру, что целесообразно для их изготовления и эксплуатации.

Формула изобретения

Гайковерт, содержащий последовательно соединенные асинхронный электродвигатель с цепями питания и управления, редуктор, кулачковую муфту и шпиндель со сменным рабочим органом, а также узел контроля крутящего момента с ограничителем нагрузки двигателя по току, отличающийся тем, что, с целью повышения точности работы и расширения диапазона -ограничения крутящего момента гайковерта, он снабжен трансформаторами сетевого напряжения и тока, ограничитель крутящего момента вы1о полнен в виде транзисторного реле с управляющим контактом, цепями управления и питания, последняя из которых соединена через полупроводниковый выпрямительный мост с вторичной обмоткой трансформатора

15 напряжения, цепь управления реле соединена через полупроводниковый выпрямительный мост и резистор с вторичной обмоткой трансформатора тока, а управляющий контакт реле включен в цепь управ20 ления электродвигателем.

2. Гайковерт по п. 1, отл н ч а ю щи и с я тем, что резистор выполнен в виде переменного делителя напряжения.

Источники информации, 25 принятые во внимание прп экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 305046, кл. В 25В 21/00, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР № 264242, кл. В 25В 21/00, 1967.

682359 — «1

Составитель И. Лихачев

Редактор А. Мурадян

Корректор А. Галахова

Заказ 2107/5 Изд. № 535 Тираж 1060 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2