Сдвоенный канатный экскаватор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1!682608

Саоз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.02.77 (21) 2449736/29-03 с присоединением заявки 1че— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.08.79. Бюллетень М 32 (45) Дата опубликования описания 30.08.79 (51) М.КЛ 2 Е 02 F 3/64

Государственный комитет

СССР (53) УДК 622.6:621.

878.6(088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

В. В. Скобей, Б. P. Фомченко и В. А. Губарев (71) Заявитель Витебский технологический институт легкой промышленности (54) СДВОЕННЫЙ КАНАТНЫЙ ЭКСКАВАТОР

Изобретение относится к кабельным илп канатным экскаваторам и предназначено для механизации уборки скальных осыпей и верхнего слоя грунта с крутых склонов большой протяженности, например при ооработке бортов каньонов при строительстве плотин, гидростанций, преимущественно в горных условиях.

Для подготовки бортов плотины обычно применяются различные виды землеройных машин. К их числу можно отнести кабельные нли канатные экскаваторы.

Известен каоельный экскаватор, который содержит две подвижные опорные башни, привод, несущий канат переменной длины, на котором перел!ещаепся при помощи тягового каната тележка с подвешенным на двух цепях ковшом, причем одна цепь прикреплена обоими концами к ковшу и перекинута через олок на каретке; перекатываясь по блоку, она позволяет ковшу занять любое положение; другая цепь прикреплена од1!нм концом к задней части ковша, а другим — к ролику, катящемуся по несущему канату. Б месте разгрузки ролик, наезжая на упор на несущем канате, останавливается, а IIDH дальнеишем движении тележк11 вытягивается одна из цепей, и,ковш опрокидывается (1).

B месте зачерпывания несущий канат опускается, ковш ложится на грунт, включается тяговый барабан и происходит зачерпывание грунта, Недостатками экскаватора такого типа являются большие затраты на 1сооружение путем перемещения башен, нх большая мет я л л G e.:х1 к 0 с т ь .

Известен также канатный экскаватор, вкл1оча1ощпй привод, систему канатов, содержащую несущий и тяговый канаты с подвешенными блоками, оттяжное устройство, ходовые тележки с подвешенными на нпх ковшами и механизмами стопорения (2).

Недостатками такого, канатного экскаватора является малая производительность, 20 так как Ilp!1 Оольшой протяженностн Обрабатываемого склона на время рабочего цикла значительно влияют затраты времени на подачу порожнего ковша. Повышение производительности за счет ) величечия WIKocTII

25 ковша нецелесообразно, так как рсзкО Возрañòàþò нагрузки в канатной системе, а следовательно, диаметры применяемых канатов, потребная мощность и ràáàpI;ãb; г;. iвода, что сказывается на трудоемкости монтажных работ и мобильности системы.

682608

Целью изобретения является повышение производительности экскаватора путем ликвидации холостого хода.

Для достижения цели экскаватор дополнен вторым канатом, при этом ковши соединены посредством уравнительного каната, пропущенного через один из спаречных блоков плавающей обоймы, через другой блок которой пропущен тяговый канат, один конец которого через отклоняющиеся блоки закреплен на тяговой лебсдке, а другой— на серьге одного из блоков оттяжного у;тройства и пропущен через его средние ролики, центральный и отклоняющий блоки.

На фиг. 1 изображена схема работы -;анатного экскаватора; на фиг, 2 — cxe . ; нагру>кения элементов экскаватора; на фиг. 3 — конструкция стопорного устройства для стопорения ковша у места разгрузки.

Сдвоенный канатный экскаватор имеет два параллельных несущих каната 1, 2, переменной длины, на которые навешаны тележки 8, 4 и 5,.6, снабженные ковшами 7, 8.

Каждый несущий канат одним концом закреплен на верхней опоре, например, за анкерную крепь, установленную на склоне на

25 — 30 >и выше верхней границы А — А зоны обслу>кивания,примерно у ее средней личин

Б — Б, а другим концом через отклоняющие блоки на нижней опоре запасован на барабаны четырехбарабанной лебедки 9. Места закрепления концов канатов 1, 2 и отклоняющих блоков должны иметь естественное превышение, обеспечивающее беспрепятственный проход любого ковша в зоне обслуживания при натянутом канате. Расстояние между параллельными несущими канатами должно быть больше ширины ковша и обеспечивать свободное, без взаимного зацепа, движение ковшей. Каждый ковш подвешен на ходовых тележках. Со стороны верхней опоры подвеску ковшей 7, 8 на тележках

8, 5 осуществляют с помощью уравнительного каната 10, концы которого пропускают через блоки 11,,12 íà icepbrax тяговых цепей каждого ковша, далее через блоки 18, 14, закрепленные на кронштейнах балансиров ходовых тележек,8, 5, затем через блоки 15, 16, установленные непосредственно на верхнем ободе корпуса каждого ковша, и крепят к пружинам блоков 18, 14.

Такая схема крепления ковша создает систему полиспаста, обеспечивающего в период движения положение ковша параллельно несущему канату, не создавая опасности его преждевременного опрокидывания до места разгрузки. Для предотвращения преждевременной разгрузки гру>кеного ковша 7 натяжение каната 10 должно,превышать усилие в канатах, поддерживающих переднюю часть ковша, что и достигается введением полиспаста. Обоснование краткости полиспаста связано с областью преимущественного применения канатных экскаваторов на склонах значительной кру, ичиы (бл псч 90 1 ! !

1 ! !

1 !

Со стороны нижней опоры подвески ковшей крепят к кронштейнам балансиров ходовых тележек 4, 6. Перемещение одного пз ковшей при зафиксированном другом обеспечивает тяговый канат 17, который с барабана лебедки 9 проходит через отклоняюгцие блоки 18, 19, блок 20 оттяжного устройства, один из спаренных блоков плавающей обоймы 21, между средними роликами оттяжного устройства 22, центральный блок, установленный между несущими канатами, далее через отклоняющий блок 28 и закреплен на серьге блока 20.

Отклоняющий блок 28 устанавливают так, чтобы равнодействующая всех сил от ветвей тягового каната 17, действующих на оттяжное устройство с одной стороны, н равнодействующая сил, действующих от ветвей оттяжного каната 24 с другой стороны, были взаимно противоположны. Оттяжной канат 24 одним концом присоединяют к анкерной ярепи на склоне, затем пропускают через блок 25 оттяжного устройства, далее через отклоняющие блоки 26, 27 и крепят на барабане лебедки 9. Анкерную крепь и отклоняющие блоки устанавливают так, чтобы, крайнее положение, несущего каната 2 обеспечивало работу ковша 8 до границ зоны обслуживания. Стопорение ковшей у места их разгрузки происходит за счет взаимодействия специальных сцепных устройств 28, закрепленных на несущих канатах 1, 2, с пальцами буферных упоров на тележках 5, 6. Конструкция сцепного устройства во взаимодействии с буферным упором тележки показана на фиг. 3. Сцепное устройство включает в себя зажим 29, установленный неподвижно на несущем канате, снабженный подпружиненной накидной стремянкой 80. Буферный упор 81, являющийся продолжением рамы ходовой тележки, снабжен сцепными пальцами 82. Накидные стремянки 80 обоих сцепных устройств соединены между собой поводком 88.

Описанная конструкция работает следующим образом, При застопоренном,ковше 8, барабаны лебедки 9, на которых закреплены концы несущих канатов 1, 2, растормаживают и ослабляют систему. При ослабленной системе несущих канатов оттяжным канатом 24 оттаскивают оттяжное устройство 22 до нужного положения, чтобы несущие канаты проходили через зону, предназначенную для обработки.

Затем включают барабан с тяговым канатом 17, который воздействуя на плавающую обойму 21, подтягивает к месту зачерпывания ковш 7. Высоту подъема ковша при этом регулируют с помощью барабана, на кото;>ом закреплен несущий канат 1 с таким расчстом, чтобы зачерпывание происходило в нужном месте без îcTBHQBKH тягового каната 17.

После этого барабан с тяговым кана".о .1 !7 зт i,тч г; 1 .1 — .тглт-iт тюй тг nm !

682608 натягивают,,открывая ковш 7 от грунта, а второй несущий канат 2 ослабляют так, чтобы поводок 88, воздействуя на стремянку 80, снимал ее со сцепных пальцев 82 и освобождал тележку 5 от зацепления со сцепным устройством 28. Нагруженный ковш 7 под действием силы тяжести устремиться вниз к месту разгрузки, дойдет до упора со сцепным устройством 28, где подпружиненная стремянка 80 (фиг. 3) войдет в зацепление со сцепными пальцами 82 и застопорит тележку 4. Разгрузка ковша 7 происходит автоматически, так как тяговый и уравнительный,канаты 17 и 10 в это время ослаблены. При движении груженого ковша 7 к месту разгрузки порожний ковш 8 подтягивается к месту зачерпывания, одновременно погашая скорость груженого ковша.

Затем цикл повторяют.

Изобретение позволяет повысить производительность на 25 — 30%.

Формула изобретения

Сдвоенный канатный экскаватор, включающий привод, систему канатов, содержащую несущий и тяговый канаты с подвесными блоками, оттяжное устройство, ходовые тележки с подвешенными на них ковшами и механизмами стопорения, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения производительности экскаватора путем ликвидации холостого хода, он имеет дополнительный несущий канат, при этом ковши соединены посредством уравнительного каната, пропущенного через один из спаренHbIx блоков плавающей обоймы, через другой блок которой пропущен тяговый канат, один конец которого через отклоняющие блоки закреплен на тяговой лебедке, а другой — на серьге одного из блоков оттяжного устройства и пропущен через его средние ролики, центральный и отклоняющий блоки.

Источники информации, принятые во внимание при экапертизе:

1. Дукельский А. И. Подвесные канатные дороги и кабельные краны. М., 1966, с. 424, рис. 1.1, с. 433, рис. 1.7.

2. Авторское свидетельство СССР и 132568, кл. Е 02 F 3/54, 19GO.

682608 (риг. 2 азг 3

Составитель Ю. Вильь|ан

Текред А. Кагишшинков

Корректор С. Файн

Редактор 3. Ходакова

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Заказ 758/966 Изд. ¹ 483 Тираж 780 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по дечам изобретений и открытий

113035, Москва )К-35, Раушская наб., д. 4/5