Соосный зубчатый редуктор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ рц682695

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

{61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24.05.76 (21) 2364945/25-28 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 30.08.79. Бюллетень № 32 (5 I ) !ц Кл 2

F 16H 1/28

Государственный комитет ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621.833.6 (088.8) Дата опубликования описания 30.08.79 (72) Авторы изобретения

Г. В. Тарханов, М. Д. Генкин, В. С. Вишневский, О. М. Артамонов и С. Б. Рохлин

Государственный научно-исследовательский институт машиноведения им. акад. А. А. Благонравова (71) Заявитель (54) СООСНЫЙ ЗУБЧАТЫЙ РЕДУКТОР

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых редукторах, к которым предъявляются повышенные требования по уменьшению вибраций и шума.

Известен планетарный зубчатый редуктор, содержащий неподвижный корпус, размещенную в нем зубчатую передачу, звено, воспринимающее реактивный крутящий момент, связанное с корпусом через упругие элементы (1).

Недостатком этого редуктора является большая жесткость используемых в нем упругих элементов, выполненных резинометаллическими или из проволочной сетки, и соответственно малая эффективность виброизоляции корпуса.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является соосный зубчатый редуктор, содержащий установленную на основании раму, опирающийся на нее через радиальные подшипники корпус, выполненный симметричным относительно продольной оси редуктора, размещенную в корпусе зубчатую передачу, четыре группы амортизаторов, воспринимающих реактивный крутящий момент редуктора, из которых две группы амортизаторов при нагружении сжимаются, а две — разжимаются (2).

Амортизаторы расположены между корпусом и рамой, жестко связанной с основанием.

Недостатком этого редуктора является

5 невозможность применения при больших крутящих моментах амортизаторов с пониженной жесткостью вследствие ограничений, накладываемых на величину перемещений амортизаторов. Кроме того, имеется

1р возможность прямой передачи через подшипники поперечных колебаний корпуса редуктора на основание, причем рама, кроме веса редуктора, воспринимает и сго крутящий момент.

15 Цель изобретения — уменьшение вибрации основания при ограниченных крутильных колебаниях корпуса.

Для этого предлагаемьш редуктор снабжен дополнительными амортизаторами, ус2р тановленными между рамой и основанием, а амортизаторы, воспринимающие реактивный момент редуктора, выполнены в виде упругих элементов с системой регулирования их нагрузочной способности и жестко25 сти и установлены непосредственно между корпусом и основанием.

С целью ограничения перемещений корпуса при постоянной малой суммарной жесткости амортизаторов, воспринимающих

Зр реактивный момент редуктора амортизато682695 ры выполнены в виде наполняемых от пневмомагистрали пневмобаллонов, связанных с системой регулирования, обеспечивающей при изменении реактивного момента редуктора возникновение в амортизаторах»омента, уравновешивающего приращение реактивного момента редуктора путем соединения сжимаемых пневмобаллонов с напорной магистралью, а разжимаемых — с атмосферой.

С целью изменения суммарной жесткости пневмобаллонов последние связаны между собой и с системой регулирования, обеспечивающей одинаковые приращения давления во всех пневмобаллонах одновременно путем соединения их с напорной магистралью или с атмосферой.

На фиг. 1 схематично изображен предлагаемый редуктор, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3— два отдельно вынесенные амортизатора с частью системы регулирования.

Соосный зубчатый редуктор содержит установленную на основании 1 раму 2, опирающийся на нее через радиальные подшипники 3 корпус 4, выполненный симметричным относительно продольной оси редуктора, зубчатую передачу 5, четыре группы амортизаторов 6 — 9, воспринимающих реактивный момент редуктора, из которых, например, при действии реактивного момента редуктора по часовой стрелке, две группы амортизаторов 7 и 8 сжимаются, а две группы амортизаторов 6 и 9 разжимаются, амортизаторы 10, установленные между рамой 2 и основанием 1. Амортизаторы 6 — 9 выполненные в виде наполняемых от пневмомагистрали пневмобаллонов, при этом их нагрузочная способность и жесткость зависит от создаваемого в них давления. Группы амортизаторов 6, 7 и 8, 9 установлены симметрично относительно продольной оси редуктора и связаны с системой регулирования. Два из амортизаторов 6, 7 с частью системы регулирования показаны на фиг. 3. Система регулирования содержит напорную магистраль l l, регулятор золотникового типа 12, имеющий цилиндр с отверстиями и шток 13 с поршнями, прижатый к корпусу 4 пружиной 14, трубопроводы 15 и 16, связывающие пневмобаллоны 6 и 7 с регулятором 12.

Снижение уровня вибраций основа ния при ограниченных перемещениях корпуса в крутильном направлении обеспечивается следующим образом. При работе редуктора возникают вибрации и шум, при этом корпус 4 может совершать крутильные и поперечные колебания. От корпуса 4 на основание 1 крутильные колебания передаются через амортизаторы 6 — 9, а поперечные колебания — через амортизаторы 10.

Эти амортизаторы обеспечивают виброизоляцию основания, при этом чем меньше жесткость амортизаторов, тем выше вибро5

ЗО

55 бО

65 изоляция, В данном случае использование пневмобаллонных амортизаторов, имеющих малую жесткость, обеспечивает получение высокой виброизоляции, При этом несмотря на малую жесткость амортизаторов 6 — 9 перемещения корпуса 2 в крутильном направлении ограничены в связи с тем, что эти амортизаторы снабжены системой регулирования, которая работает следующим образом.

При определенном реактивном моменте редуктора корпус занимает исходное положение, при котором усилия в пневмобаллонах уравновешивают, создают момент, уравновешивающий крутящий момент редуктора, а шток 13 находится в нейтральном положении, и напорная пневмомагистраль перекрыта. Прри увеличении реактивного момента, действующего, например, по часовой стрелке, корпус 2, поворачиваясь, давит на шток 13 вниз, открывая соответствующие отверстия в цилиндре регулятора

12, связывающие пневмобаллон 7 с напорной магистралью 11 через трубопровод 16, а пневмобаллон 6 — с атмосферой через трубопровод 15. При этом в пневмобаллоне 7 давление у.величивается, а в пневмобаллоне 6 давление уменьшается, что приводит к возникновению результирующего усилия, уравновешивающего усилие от приращения реактивного момента. В результате этого корпус 4 возвращается в исходное положение. Суммарная жесткость амортизаторов 6 — 9 при этом остается неизменной. При уменьшении реактивного момента система регулирования работает аналогичным образом, но напорная магистраль

11 соединяется с пневмобаллоном 6, а атмосфера — с пневмобаллоном 7. Давления в пневмобаллонах 7 — 9 в рассмотренных случаях изменяются одинаково.

При необходимости изменения суммарной жесткости амортизаторов 6 — 9 все они соединяются либо с напорной магистралью либо с атмосферой через соответствующие трубопроводы (не показаны).

Такое выполнение редуктора обеспечивает возможность выполнения амортизаторов

6 — 9 с малой жесткостью и получение ограниченных перемещений корпуса в крутильном направлении при увеличении реактивного момента редуктора. Получаемый эффект обусловлен тем, что благодаря системе регулирования в этих амортизаторах возникают усилия, создающие момент, уравновешивающий приращение реактивного момента редуктора.

Такое выполнение редуктора позволяет также разгрузить раму от действия реактивного крутящего момента редуктора и, следовательно, позволяет уменьшить жесткость амортизаторов, установленных между рамой и основанием. жесткость амортизаторов 6 — 9 может быть уменьшена в 10 — 30 раз по сравнению

682695 цг.

Рог.1

Рыг.,У

Редактор О. Юркова

Изд. № 499

Подписное

Заказ 1791/2

Тираж 1139

Типография, пр. Сапунова, 2 с обычно применяемыми амортизаторами (резинометаллическими или из проволочной сетки). Жесткость амортизаторов 10 при этом может быть соответственно уменьшена в 2 — 3 раза. Использование подобных амортизаторов позволяет существенно снизить уровни вибраций основания и производить отстройку от возмо>кных резонансных режимов.

Формула изобретения

1. Соосный зубчатый редуктор, содержащий установленную на основании раму, опирающийся на нее через радиальные подшипники корпус, выполненный симметрич- 15 ным относительно продольной оси ред ктора, размещенную в корпусе зубчатую передачу, четыре группы амортизаторов, воспринимающих реактивный крутящий момент редуктора, из которых две группы 20 амортизаторов при нагружении сжимаются, а две — разжимаются, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью уменьшения вибраций основания при ограниченных крутильных колебаниях корпуса, он снабжен дополни- 25 тельными амортизаторами, установленными между рамой и основанием, а амортизаторы, воспринимающие реактивный момент редуктора, выполнены в виде упругих элементов с системой регулирования их нагру- Зр зочной способности и жесткости и установлены непосредственно между корпусом и основанием.

2. Редуктор по п. 1, отличающи и с я тем, что, с целью ограничения перемещений корпуса при постоянной малой суммарной жесткости амортизаторов, воспринимающих реактивный момент редуктора, амортизаторы выполнены в виде наполняемых от пневмомагистрали пневмобаллонов, связанных с системой регулирования, обеспечивающей при изменении реактивного момента редуктора возникновение в амортизаторах момента, уравновешивающего приращение реактивного момента редуктора путем соединения сжимаемых пневмобаллонов с напорной магистралью, а разжимаемых — с атмосферой.

3. Редуктор по пп. 1 и 2, о тл и ч а юшийся тем, что, с целью изменения суммарной жесткости пневмобаллонов, последние связаны между собой и с системой регулирования, обеспечивающей одинаковые приращения давления во всех пневмобаллонах путем соединения их с напорной магистралью или с атмосферой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 183555, кл. F 16Н 1/28, 1966.

2. Авторское свидетельство СССР № 491548, кл. F 16Н 1/28, 1972.

Корректоры: Л. Орлова и Е. Осипова