Клиноременный вариатор с центробежным регулятором скорости

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ())682698

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.03.77 (21) 2458692, 25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.08.79. Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 30.08.79 (51) \1 Кл, F 16Н 9 00

F 16H 1i/06

Государствеииый комитет по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.851,4 (088.8) (72) Автор изобретения (71) Заявитель

Ф. Д. Грязной

Центральный научно-исследовательский и проектно-технологический институт механизации и электрификации животноводства Южной зоны СССР (54) КЛИНОРЕМЕННЪ|Й ВАРИАТОР С ЦЕНТРОБЕЖНЫМ

РЕГУЛЯТОРОМ СКОРОСТИ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин, где требуются переменные скорости вращения.

Известен шкив клиноременного вариатора с симметричным перемещением дисков, которое достигается посредством реечного зацепления, где каждый диск связан со своей рейкой, а обе рейки — с зубчатым колесом, установленным в полой ступице одного из дисков (1). При этом перемещение дисков в одну сторону происходит под действием натяжения ремня, а в другую под действием пружины.

Симметричная расстановка дисков возможна лишь при наличии второго, какимлибо образом регулируемого шкива или рег, лируемого ме?кцснтрового расстояния передачи.

Известен также шкив клинорсменного вариатора, в котором симметричное перемещение дисков достигается путем вращения винтов, снабженных правой н левой нарезкой (2).

Его недостаток состоит в том, что перемещение дисков возможно лишь при неподвижном положении шкива.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению; вляется клинорсменный вариатор с центробежным регулятором скорости, содержащий ведущий и ведомый шкивы с подвижными дисками, центробежный регулятор скорости, выполненный в виде основного центрального ко5 леса, взаимодействующего с сателлитами, и передачи винт-гайка, в котором персмещенис одного из дисков осуществляется посредством взаимодействия передачи винт-гайка с осноьным центральным коле10 сом, которое приводится во вращение центробежными грузами, расположенными на сателлитах (3).

Недостатки этого устройства состоят в том, что, во-первых, винтовой механизм пс15 ремещает только один диск, во-вторых, его перемещение весьма ограничено (не болсе одной четверти оборота сателлита) и, втретьих, наличие в механизме перемещения опорного подшипника усложняет конструкцию и снижает коэффициент полезного дсйствия вариатора.

Цель изобретения — упрощение регулирования в рабочем и стационарном ре?кимах и повышение коэффициента полезного действия вариатора.

Эта цель достигается тем, что предлагаемый клиноременный вариатор снабжен двумя дополнительными передачами винтгайка, а центробежный регулятор скоро30 сти — дополнительным центральным коле682698

20 сом и двумя маховиками, один из которых жестко связан с дополнительным центральным колесом, другой — с основным центральным колесом, сателлиты установлены на винтах передач винт-гайка, а гайки послсдних размещены в подвижных дисках ведущего шкива. Кроме того, с целью поочередного торможения маховиков, он снабжен тормозным устройством с электромагнитным приводом. А с целью предохранения от самопроизвольного перемещения подвижных дисков ведущего шкива, между маховиками установлен фрикцион.

На фиг. 1 представлена кинематическая схема клиноременного вариатора с центробежным регулятором скорости; на фиг. 2— разрез А — А фиг. 1.

Клиноременный вариатор содержит ведущий шкив 1 и ведомый шкив (на чертеже не показан), подвижные в осевом направлении диски 2 и 3, передачи винт-гайка, содержащие гайки с правой 4 и левой 5 резьбой, винты 6, сателлиты 7, основное центральное колесо 8, жестко соединенное с маховиком 9, дополнительное центральное колесо 10, несущее на себе маховик 11.

Между маховиками 9 и 11 находится фрнкцион 12 с ограниченным крутящим моментом трения (подробности на чертеже нс показаны), тормозное устройство 13 с электромагнитным приводом 14.

Устройство работает следующим образом.

Управление положением дисков в стационарном режиме достигается путем поворота одного из маховиков вручную. Та«, при вращении одного из маховиков (9 или 11) по часовой стрелке сателлиты 7 с винтами

6 вращаются то в одну, то в другую сторону, а именно: при вращении маховика 9— по часовой стрелке, а при вращении маховика 11 — против часовой стрелки (если смотреть по направлению разреза А — А фиг. 1). Вращение винтов то в одну, то в другую сторону сопровождается перемещением гаек и, следовательно, дисков шкива относительно винтов тоже в разные стороны.

Следует иметь в виду, что вращение одного из маховиков в одном направлении сопровождается вращением второго маховика (относительно первого) в другом направлении с преодолением момента трения фрикциона 12.

Управление положением дисков в рабочем режиме достигается путем торможения одного из маховиков воздействием на него тормозным устройством 13 с электромагнитным приводом 14. При этом торможение, например, маховика 9 приводит к у.всличению диаметра шкива, а маховика 11— к его уменьшению. Выбор времени торможения определяется параметрами конкретной передачи.

Зо

Преимущество изобретения заключается в том, что с его помощью винты указанных винтовых пар можно вращать в ту или другую сторону независимо от направления вращения шкива, и, во-вторых, — фиксация положения дисков обеспечивается не упорными или другими подшипниками, треб) ющими затрат мощности и усложняющими механизм управления, а силами трения в винтовых парах и фрикционом (с ограниченным крутящим моментом), размещенным между маховиками, т. е. не внешними, а внутренними силами трения системы.

Кроме того, устройство позволяет регулировать диски шкива как в стационарном, так и в рабочем режимах. его применение расширяет технические возможности клиноременных вариаторов, упрощает конструкцию механизма управления и повышает коэффициент полезного действия клиноременного вариатора.

Формула изобретения

1. Клиноременный вариатор с центробежным регулятором скорости, содержащий ведущий и ведомый шкивы с подвижными дисками, центробежный регулятор скорости, выполненный в виде основного центрального колеса, взаимодействующего с сателлитами, и передачи винт-гайка, о тличающийся тем, что, с целью упрощения регулирования в рабочем и стационарном режимах и повышения коэффициента полезного действия, он снабжен двумя дополнительными передачами винт-гайка, а центробежный регулятор скорости — дополнительным центральным колесом и двумя маховиками, один из которых жестка связан с дополнительным центральным колесом, другой — с основным центральным колесом, сателлиты установлены на винтах передач винт-гайка, а гайки последни; размещены в подвижных дисках ведущего шкива.

2. Вариатор по п. 1, отл и ч а ю щийся тем, что, с целью поочередного торможения маховиков, он снабжен тормозным устройством с электромагнитным приводом.

3. Вариатор по п. 1, отл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью предохранения от самопроизвольного перемещения подвижных дисков ведуIцего IIIKHBB, между маховиками становлен фрикцион.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Есипенко Я. И. Механические вариаторы скорости. Киев, Госиздат технической литературы УССР, 1961, с. 122.

2. Пронин Б. А. Бесступенчатые клиноременные и фрикционные передачи (вариаторы). М., «Машиностроение», 1967, с. 134.

3. Авторское свидетельство СССР № 351010, кл. F 16Н 9/00, 1972 (прототип), 682698

Puz. /

Puz 2

Составитель В. Никишин

Редактор И. Марголис

Корректоры: Л. Орлова и Е. Осипова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1791/5 Изд. М 499 Тираж 1139 Подписное

НПО <: Поиск» Государственного когнитета СССР по аслаки изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5