Устройство для стопорения тросов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистимеских

Республик 683993 (61) дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено 18.07.77 (21) 2508190/29-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (51) М. Кл г

В 66 0 5/16

В 63 В 21/08

Государственный комитет

СССР ао делам изобретений и открытий

Опубликовано 05.09.79. Бюллетень № ЗЗ

Дата опубликования описания 15.09.79 (53) УЛК 621.864.629. .12.014. 24 (088.8) (72) Авторы изобретения С. А. Ганов, Ф. Г. Куковицкий, Ю. В. Чурилов и A. Е. Родев (71) Заявитель

Сыктывкарский опытный судомеханический завод (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТОПОРЕНИЯ ТРОСОВ

Изобретение относится к стопорным устройствам для тросов и обеспечивает автоматическое стопорение и расстопорение троса в соответствую= щнй момент.

Устройство может быть применено, например, при буксировке несамоходных судов и в лесосплаве в самоходной установке для бухтовки сплавного такелажа — выносов, лежней.

Известен тросовый стопор, содержащий два барабана, установленные на параллельно расположенных осях и связанных огибающим их тросом, тормозное устройство 111.

Оси барабанов расположены в прорезях корпуса и могут перемещаться при помощи тяг, соединенных к шайбе, имеющей рукоятку.

Тормозное устройство выполнено в виде неподвижно закрепленных к корпусу тормозных колодок.

Наиболее близким техническим решением является устройство для стопорсния тросов, содержащее два барабана, установленных на параллельно расположенных валах, н взаимосвязанных между собой тросом, огибающим оба барабана петлей

s вице восьмерки, и тормозное устройство 121.

Недостатком данного устройства являются его большие габариты и ненадежность тормозов иэ-за состояния трущихся поверхностей.

Целью изобретения является уменьшение габаритов устройства и повышение надежности в работе.

Укаэанная цель достигается тем, что тормозное устройство содержит цепную передачу, звездочки которой жестко посажены на валах барабанов и храповой механизм, причем храповое колесо жестко установлено на валу одного иэ барабанов, а собачка, шарнирно закреплена на барабане.

Устройство поясняется чертежом, где на фиг.1 изображено устройство для стопорения тросов, вид сбоку; на фиг, 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — самоходная установка, в которой для бухтовки сплавного такелажа применено устройство для стопорения тросов.

Устройство для стопорения тросов включает барабаны 1 и 2, установленные на параллельно расположенных валах 3 и 4 н связанных огибающим их тросом 5, наматываемым на барабан 6 лебедки и тормозное устройство. Тросовая связь между барабанами 1 и 2 выполнена перекрест3 6839 ной, и, если одного витка троса 5 вокруг барабанов 1 и 2 будет достаточно для создания оптимальных условий работы устройства, то барабаны

1 и 2 могут быть выполнены в виде блоков.

Тормозное устройство выполнено в виде цеп. ной передачи, звездочки 7 и 8 которой жестко устамовлены íà валах 3 и 4 барабанов 1 и 2 и храпового механизма, собачка 9 которого шарнирно соединена с барабаном 2, а храповое колесо 10 жестко связано с валом 4, причем, барабан 1о

2 посажен на вал 4 свободно.

Устройство может быть смонтировано на самоходной установке 11.

Работа устройства для стопорения тросов поясняется при использовании его в самоходной 15 установке для бухтовки сплавного такелажа.

Для осуществления выборки троса 5 (направление стрелки А на фиг. 1), его конец закрепляют на барабане 6 лебедки, пропускают через барабаны 1 и 2 и вращением барабана 6 лебедки 20 осуществляют намотку. При намотке троса 5 барабан 1 (фиг. 1) вращается по часовой стрелке.

В этом же направлении вращается и связанный с ним цепной передачей вал 4 барабана 2, с которым жестко связано храповое колесо, а так как тросовая связь между барабанами 1 и 2 перекрестная, то барабан 2, свободно посаженный на вал 4, вращается против часовой стрелки.

Вследствие вышеизложенного, собачка 9 шарнирно соединенная с барабаном 2, скользит по зубцам храпового колеса 10 и не препятствует вращению.

В случае, когда тягового усилия на барабане

6 будет недостаточно, (трос замыт, зацеплен) для выборки троса используют тяговые способности. З5 самоходной установки. С этой целью она передвигается вперед. При этом рабочий конец троса 5 под натяжением стремится к стравливанию (направление стрелки Б на фиг. 1). При стремлении троса 5 переместиться в направлении стрелки Б, @ барабан 1 проворачивается против часовой стрелки, а барабан 2 — по часовой стрелке и собачка

9 входит в зацепление с храповым колесом 10. В результате этого барабаны 1 и 2 кроме тросовой связи будут иметь связь и через цепную передачу. Эти связи создают крутящие моменты, стремящиеся направить вращение каждого из них во взаимно противоположных направлениях, что исключает возможность вращения последних. Таким образом, происходит надежное стопорение троса 5 и при дальнейшем движении самоходной

93 4 установки нагрузка от троса 5 воспринимается тормозным устройством и трос вытаскивается пока не освободится от зацепления. Тормозная характеристика неподвижных барабанов при этом выражается формулой

gP E

Q где S — тормозная характеристика неподвижных барабанов;

P — усилие, развиваемое барабаном лебедки;

f — коэффициент трения троса о барабаны 1 и 2; а(— суммарный угол обхвата барабанов 1 и

2 тросом 5.

Дальнейшая намотка троса 5 осуществляется вышеописанным образом.

При необходимости стравливания троса 5 с барабана 6 лебедки соб чку 9 фиксируют в нерабочем положении или снимают трос 5 с одного из барабанов 1 или 2.

Изобретение позволяет автоматизировать процесс работы устройства, т. е. автомати ески производить стопорение при появлении нагрузки на свободном конце троса и расстопореиие при снятии нагрузки, обеспечивает надежное стопорение троса, позволяет уменьшить габаритные парамет. ры, упрощает контроль за состоянием элементов устройства, создает удобства в работе, Формула изобретения, Устройство для .стопорения тросов, содержащее два барабана, установленных на параллельно располоисснных валах и взаимосвязанных между собой тросом огибающим оба барабана петлей в виде восьмерки, и тормозное устройство, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения габаритов устройства и повышения надежности в работе, тормозное устройство содержит цепную передачу звездочки которой жестко посажены на валах барабанов и храповой механизм, причем храновое колесо жестко установлено на валу одного из барабанов, а собачка шарнирно закреплена на барабане.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР Р 309866, кл. В 63 В 21/08, 1969.

2. Авторское свидетельство СССР Р 501004, кл. В 63 В 21/08, 1970.

683993 фиг.! фиг. 2

Фие. Ю

ЦНИИПИ Заказ 5213/13 Тираж 992

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4