Шатун

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социалистических

Ресаубпмн

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДВТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 22 04 77 (21) 2479239/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Я

Кл.

С 7/02

Государственный комитет

СССР оо делам нзооретеннй и открытий

Опубликовано 0509.79- Бюллетень № 33

621.432, 232 (088.8) Дата опубликования описания 08.09.79. (72) Авторы изобретения

О. П. Ауезов, M.È. Сенников и Л.В. Тузов (71) Заявитель

Северо-Западный заочный политехнический институт (54) ШАТУН

Изобретение относится к машиностроению и может быль использовано в кривошипно-шатунных механизмах, в частности, в двигателях внутреннего сгорания.

Известен шатун, содержащий разъемную кривошипную головку с подшипником скольжения, масляным каналом и соединительными элементами, например болтами (1).

Однако отсутствие в конструкции возможноети устранения износа подшипника скольжения шатунной головки приводит к появлению зазоров и, как следствие этого, ударных динамических нагрузок.

Цель изобретения - создание конструкции, шатуна, позволяющей устранить динамические нагрузки путем автоматической компенсации зазора межлу подшипником скольжения и шатунной шейкой коленчатого вала.

Эта цель достигается эа счет того, что подшипник скольжения выполнен разъемным из отдельных, стыкующихся между собой секторов, каждый из которых снабжен обратным клапаном и имеет цилиндрическое ложе со смазочной канавкой и направляющие, при этом в кри вошипной головке выполнены цилиндрические пазы, в которых размещены секторы с образованием полости, ограниченной дном паза и торцами секторов, заполненными маслом и связанными обратным клапаном со смазочной ка5 навкой.

На фиг. 1 изображен шатун, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг.

3 - часть подшипника скольжения с направляю1О шими в аксонометрии; на фиг. 4 - принципиальная схема работы предлагаемого шатуна.

Шатун состоит иэ поршневой головки 1, стержня 2, стяжных болтов 3, верхней 4 и нижней 5 части кривошипной головки с цилиндрическими выемками 6, подшипника скольже15 ния 7, образованного их четырех частей (в данном варианте), каждая из которых снабжена обратным клапаном 8 и цилиндрическими направляющими 9 с уплотнительными кольцами 10

20 (см. фиг. 2). Между отдельными частями подшипника скольжения расположены зазоры 11, в верхней части кривошипной головки имеется клапан 12, который связан с масляным каналом 13 в стержне 2. Между дном цилиндричес684186 ких выемок и цилиндрическими направляющими подшипника скольжения имеются полости 14, соединенные через обратные клапаны и отверстия 15 (см. фиг. 2) с масляным каналом 16 в подшипнике скольжения.

Устройство работает следующим образом. При запуске двигателя из системы смазки масло поступает в масляный канал 16 подшипника скольжения 7, затем через отверстия 15 и обратный клапан 8 в полости 14 (см. фиг. 1-2) . flociiq( наполнения последних открывается клапан 12 (рас. 16 считанный на большее давление, чем обратные клапаны 8), расположенный в верхней 4 части кривошипной головки и перепускающий масло к поршневой головке 1 через канал 13. По мере

45 износа подшипника скольжения и шатунной шейки между ними появляется зазор, что приводит к снижению давления в канале 16. Тем самым обеспечивается возможность перемещения части подшипника скольжения к шатунной шейке колен3О чатого вала эа счет центробежной силы инерции, В момент подхода поршня к верхней мертвой точке в цилиндре начинается процесс сгорания тощ|ива и давление газов "прижимает" верхнюю часть 4 кривошипной головки к шатуниой шейке. и

При этом между нижней частью и шатунной шейкой образуется зазор, что позволяет двум нижним частям подшипника скольжения 7 за счет центро. бсжных сил инерции подняться вверх (см. фиг. 4, позиция a) и прижаться к шатунной шейке. Бла39 годаря этому давление масла в масляном канале

16 повышается, в нижних двух полостях 14 снижается, вследствие чего два нижних обратных клапана 8 пропускают масло в полости 14 до уравнивания давлений.

3$

Обратные клапаны 8 пропускают масло только в направления полостей 14. При этом две нижние части подшипника скольжения перемещаются и поджимаются к шатуяной шейке коленчатого вала. ао

Перемещения двух нижних частей подшипника скольжения происходят на тактах сжатия и расширения, перемещения двух верхних частей происходят в процессе всасывания, при этом коленчатый вал двигателя тянет эа собой шатун вместе с поршнем, <> поэтому между верхней частью и шатунной шейкой образуется зазор, Вследстчие этого верхние части подшипника скольжения перемещаются в шатунной шейке (см. фиг. 4, позиция б), обеспечивая автоматическую компенсацию зазора между кривошипной головкой шатуна и шатунной шейкой коленчатого вала двигателя.

Предлагаемый шатун может быть использован в двигателях внутреннего сгорания, имеющих шатуны с разъемной иривошипной головкой.

Технико-экономическая эффективнос1ь предлагаемого изобретения заключается в следующем.

Благодаря тому, что подшипник скольжения кривошипной головки выполнен из четырех «астей с возможностью перемещения, зазор между подшипником скольжения и.шатунной шейкой коленчатого вала . компенсируется автоматически, что значительно увеличивает срок службы этого узла за счет снижения ударных динамических нагрузок.:

Формула изобретения

Шатун, содержап,ий разъемную кривошипную головку с подшипником скольжения, масляным . каналом и соединительными элементами, например болтами, отличающийся тем, что, с целью снижения ударных динамических нагрузок путем автоматической компенсации зазора между подшипником скольжения и шатунной шейкой коленчатого вала, подшипник скольжения выполнен разъемным из отдельных, стыкующихся между собой секторов, каждый из которых снабжен обратным клапаном и имеет цилиндрическое ложе со смазочной канавкой и направляющие, при этом в кривошипной головке выполнены цилиндрические пазы, в которых размещены секторы с образованием полости, ограниченной дном паза и торцами секторов, заполненными маслом и связанными обратным клапаном со смазочной канавкой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР No 485242, F 16 С 7/02, 1974.