Сегмент подшипника скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскнк
Соцналнстнческнк
Реслублнк
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ (»> 68419 I (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено15.03.78 (21 ) 2591172/25-27 (5 I ) M. Кл.
Р 16 С 33/04 с присоедииеннект заявки М (23) Приоритет
Гвсудврфтвекввй квнвтет
СССР ва делам кзебретенкй в вткрмткй
Опублпковано05.09.79. Бюллетень М 33
Дата опубликования описания 08.09.79 (53у Уд. К621.822..5 (088. 8) (72) Авторы язобретени я
А. В. Терещенко и Ю. И. »60ðì<
Куйбышевский ордена Трудового Красного Знамени авиационный институт имени академика С. П. Королева (7!) Заявитель (54) СЕГМЕНТ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых узлах генераторов, насосов, турбин и других машин.
Известен сегмент подшипника скольжения, имеющий податливый антифрикционный слой, выполненный из основы с наполнителем. При этом содержание наполнителя в антифрикционном слое не изменяется в направлении от выходной к входной кромке се гме нта (1 ).
Однако известный сегмент подшипника скольжения обладает недостаточной несущей способностью, так как в процессе работы имеет место высокая деформация податливого антифрикционного слоя, прилегающего к входной и выходной кромкам сегмента, Бель изобретения - поведение несущей 2О способности и срока службы подшипника скольжения, Бель достигается тем, что антифрикци. онш Й слой выиолнен с увеличивающимся объемным содержанием наполнителя в та;генциальном направлении от выходной к входной кромке сегмента.
На фиг. 1 изображен упорный подшипник скольжения в поперечном разрезе; на фиг. 2 — радиальный подшипник в поперечном разрезе; на фиг. 3 - схема сегмента с антифрикционным слоем, выполненным из основы с наполнителем.
Подшипник содержит корпус 1, вал или пяту 2, сегменты 3 с податливым антифрикционным слоем 4, выполненным иэ основы с наполнителем, обьемное со» держание которого увеличивается в тангенциальном направлении от выходной кромки
5 к входной кромке 6 сегмента 3, Сегмент подшипника скольжения работает следующим образом, Так как обьемное содержание наполнителя (в %) в податливом антифрикционном слое 4, закрепленном па корпусе 1Д переменно в тангенцпальном направлении и увеличивается от выходной кромки 5 к входной кромке 6 сегмента 3, а жест
684 1 91 кость податливого слоя 4 тем больше, чем больше наполннтеля распределено в нем, то податливый антифрикционный слой ямеет повышенные значения жесткости в области, прилегающей к входной кромке сегмента. .- Поэтому области, прилегающей к -айодйЮ кромке 6 сегмента 3, имеют место пониженные значения дефор маций Ч податливого антифрикционного слоями
: 4 при действии на последний гидродинами чесюй давлений P, a это приводит к снижению степени выпучивания антифрикцион ного слоя 4 в области, прилегающей к выходной кромке 5 сегмента 3. И
Ч
При таком распределении деформаций в податливом антифрикционном слое 4 по всей длине области трения обеспечивается устойчивый клиновый зазор, что приводит к более оптимальному распределению гидро Э динамических давлений P не только в об ласти, прилегающей к входной кромке 6 сегмента 3, но по всей области трения, а это приводит. к повышению несущей способ ности и срока службы сегмента.
23
В качестве наполнителя могут быть при менены хорошо известные в технике материалы: бронзовая или медная стружка (илн опилки), проволочные спирали, стекловолокио и др. Известно, что наполнитель, введенный в полимер, повышает его жесткость, поэтому жесткость податливого антифрикционного слоя 4, в том числе и пе4 ременную по длине области трения, можно получить в широком диапазоне в зависимости от объемного содержания наполнителя в . полимере. Это позволит полностью исклю чить нежелательные деформации сжатия антифрикционного слоя 4 в области, приле гающей к входной кромке 6 сегмента 3.
Предварительный теоретический анализ показал, что несущая способность предла» гаемого сегмента подшипника скольжения в 1,&-1 5 раза превышает несущую спо» собность известного сегмента., Изобретение позволяет повысить несу щую способность. и срок службы подшив» ников скольжения.
Формула изобретения
Сегмент подшипника скольжения, имеющий податливый антифрикционный слой, выполненный из основы с наполнителем, о т л "и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения несущей способности и срока службы, антифрикционный слой выцол нен с увеличивающимся обьемным содержанием наполнителя в тангенциальном направлении от выходной к входной кромке сегмента.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Александров А. E. Подпятники гидроагрегатов. М., "Энергия, 1975., с с. 270 272.
684191
Составитель Г. Колтанюк
Редактор С. Головенко Техред H.,абурка Корректор Ц3, Макаренко
Заказ 5252/24 Тираж 1139 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушсхая наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4