Сцепная пьезокерамическая муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сотоз Соввтских
Социалист нивских
Республик (iii684212 (6l ) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 14.11.77(2l ) 2542060/25-27 с присоединением заявки ПЙ (23) Приоритет—
Опубликовано 05.09.79. Бюллетень Ж ЗЗ
Дата опубликования описания 08.09.79 (5l)M. Кд.
Р 16 Х) 27/10
Государственный нометет
СССР по делам изобретений и открытий (5З) Уд (621,839, .8 (088.8) (72) Авторы изобретения
Р-М. В. Канапенас, .Г. И. Виткаускас, В.-В. Б. Суткайтис, А. А. Сейлюс, А. Д. Монкевичус и P. В. Статкевичус (7l ) Заявитель
Каунасский политехнический институт имени Антанаса Снечкуса (54) СЦЕПНАЯ ПЬЕЗОКЕРАМИЧЕСКАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению.
Известна электромагнитная сцепная муфта, содержашая элементы сцепления и торможения, связанные с электромагнитным механизмом управления jlj. Недостатком
5 этой муфты являются большое потреблеwe энергии и малое быстродействие.
Известна также сцепная муфта, содержащая неподвижный корпус, в котором то расположен фрикционный диск и смонтированы соосно ведущий и ведомый валы с установленными на них взаимодействуюшими между собой фрикционными дисками, один диск установлен с возможностью осево.
ro перемещения и связан с механизмом управления через подшипник качения (21.
11ель изобретения — повышение быстродействия и уменьшение габаритов муфты.
Эта цель достигается тем, что механизм управления выполнен в виде двух установленных соосно пьезокерамических цилиндрических преобразователей с осевой поляризацией, связанных с наружным кольцом подшипника, выполненным разъемным в плоскости, перпендикулярной оси вращения, при этом на наружной поверхности подвижно установленного диска имеется дорожка качения, а шарики подшипника расположены в ней.
На чертеже изображен продольный разрез муфты.
Муфта содерж ит неподвижный стакан
1, связанный с корпусом 2 муфты. За одно целое с корпусом выполнен фрикционный диск. 3. В корпусе также смонтированы соосно в подшипниках 4 ведущий
5 и ведомый 6 валы. На валах установлены взаимодействуюшие между собоЙ фрикционные диски 7 и 8.
Диск 8 установлен на шлицах с возможностью осевого перемешения, а на
его наружной поверхности выполнена дорожка качения, образуюшая вместе с наружным разъемным кольцом 9 и шариками 10 радиально упорный шарпкоподшипкик.
Кольцо 9 связано через толкатели 11 с
68 1212
/р г/ 7 У 8 !j
Составитель И. Абалтусов
Редактор В. Смирягина Техред ц. Вабурка Корректор С. Патрушева
Заказ 5253/25 Тираж 1139 Подписное
UHNNTIH Государственного комитета СССР по делам изобретений к открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, r. Ужгород., ул. Проектная, 4 пьеэокерамическими преобразователями
12, поджатые гайками 13.
Муфта работает следующил; образом.
При подаче постояйного положительно го напряжения на пьезокерамические преобразователи 12 правый преобразователь расширяется, а левый сжимается, так как они электрически последовательно соединены между собой. Пьезокерамические преобразователи перемещают посредством толкателей 11 и кольца 9 через шарики
10 диск 8. Последний сцепляется с диском 7 и вращение передается с вала 6 на вал 5, муфта включена. При питании пьезокерамических преобразователей постоянным отрицательным напряжением левый столбик расширяется, а правый сжимается, диск 8 перемещается вправо, расцепляется с диском 7 и сцепляется с диском 3, происходит торможение ведо20 мого вала, муфта выключена.
Формула изобретения
Сцепная пьезокерамическая муфта, со- держащая неподвижный корпус, в котором
4 расположен фрикционный диск и смонтированы соосно ведущий и ведомый валы с установленными на них взаимодействующими между собой фрикционными дисками, один диск установлен с возможностью осевого перемещения и связан с механизмом управления через подшипник качения, о т л.и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью повышения быстродействия и уменьшения габаритов муфты, механизм управления выполнен в виде двух установленных соосно пьезокерамических цилиндрических преобразователей с осевой поляризацией, связанных с наружньпи кольцом подшипника, выполненным разьемным в плоскости, перпендикулярной оси вращения, при этом на наружной поверхности подвижно установленного диска имеется дорожка качения, а шарики подшипника расположены в ней.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
¹ 413584, кл. F 16 Э 27/10, 1974.
2. Патент США ¹ 3378120, кл..192-14, 1968.