Амортизатор с фрикционным демпфированием
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалисти нескин
Республик (»> 684223 (6!) ДополнитЕльное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.07.74 (2! ) 2043632/2s — 28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл.
F 16 F 13/00! ооударстеенный комнтет ссса оо делам нзооретеннй
lo открытнй
Опубликовано Оэ.09.79 Бюллетень №33
Дата опубликования описания 05.09.79 (53} У Д К 621- 567.4 (088.8) (72) Авторы изобретения
Б. Н. Устинов и H. Т. Пе.епкин
Всесоюзный научно- исследовательский институт по креплению скважин и буровым растворам (7!) Заявитель (54) АМОРТИЗАТОР С ФРИКЦИОННЫМ ДЕМПФИРОВАНИЕМ
Изобретение относится к амортизаторам с фрикционным демпфированием, применяемым в различных отраслях промышленности для защиты приборов и устройств от вибраций и ударных нагрузок.
Известен амортизатор с фрикционным демпфи- 5 рованием, в корпусе которого подвижно установлен опорный стержень с эластичным фрикционным элементом, взаимодействующим с упругими поджимными элементами (1).
В этоМ амортизаторе упругий поджимной 10 элемент выполнен в виде конической винтовой пружины, а фрикционный эластичный элемент— в виде диафрагмы, причем для гашения ударных колебаний под конической винтовой пружиной помещена амортизационная шайба.
Особенностью работы известного амортизатора является то, что сила трения, создаваемая диафрагмой, практически постоянна и не зависит от скорости приложения активной нагрузки. Поэтому при ударных нагрузках колебания ие успевают гаситься в пределах рабочего хода конических пружин, и торможение производится на сравнительно коротком участке деформации амортизационной шайбы. В результате не устраняется перегрузка приборов и устройств.
Цель изобретения — улучшение демпфирующей способности амортизатора с фрикционным демпфированием.
Цель достигается тем, что эластичные фрикционные элементы выполнены в виде набора чередующихся колец, одно из которых установлено на внутренней поверхности корпуса, а другое — на поверхности опорного стержня, между которыми установлены упругие поджимные элементы, выполненные в виде шайб.
Кроме того, шайбы могут быть выполнены с радиальными пазами, причем одна из рядом расположенных шайб имеет пазы по внутреннему диаметру, а другая — по наружному.
На фиг. 1 изображен предлагаемый амортизатор в продольном разрезе; па фиг. 2 = поджимная шайба с радиальными пазами по внут. реннему диаметру; на фиг. 3 — поджимная шайба с радиальными пазами по наружному диаметру.
Амортизатор содержит цилиндрический корпус 1 и опорный стержень 2 с буртиком в
684223
3 средней части. В корпусе 1 размещены поджимные шайбы 3 и 4 и фрикционные, например, резиновые кольца 5 и 6. Кольца 5 подвижно установлены в корпусе 1 по его внутренней поверхности, а кольца 6 — на поверхности опорного стержня.
Упругие поджимные шайбы могут быть выполнены с радиальными пазами Ilo внутреннему и по наружному диаметрам 7 и 8 соответственно.
В нейтральном положении опорного стержня 2 упругие шайбы 3 и 4 имеют предварительное поджатие.
При работе амортизатора упругое демпфирование достигается за счет прогиба упругих шайб 3 и 4 и сжатия,фрикционных резиновых колец 5 и 6, а фрикционное демпфирование— за счет трения резиновых колец о поверхности корпуса 1 и опорного стержня 2.
Работа предлагаемого амортизатора заключается в том, что сила трения между резиновыми кольцами S и 6 и сопрягаемыми поверхностями корпуса 1 и опорного стержня 2 возрастает пропорционально скорости приложения нагрузки, так как нри быстром перемещении стержня 2 усилие передается прежде всего на фрикционные кольца, расположенные ближе к опорному буртику (ввиду инерции покоя остальных упругих элементов амортизатора).
Эти фрикционные кольца сдавливаются между упругими шайбами 3 и 4 и за счет образующегося клина выдавливаются в сторону корпуса и опорного стержня, увеличивая тем самым силу трения между ними и фрикционными кольцами. При дальнейшем перемещении стержня нагрузка последовательно передается
4 на остальные упругие элементы. Чем больше ускорение движения опорного стержня, тем больше сопротивление от трения фрикционных колец. Это приводит к тому, что ударные нагрузки успевают плавно ггситься на всей длине рабочего хода опорного стержня.
Наличие радиальных пазов по внутреннему и наружному диаметрам упругой Шайбы улучшает ее упругие свойства.
Формула изобретения
1. Амортизатор с фрикционным демпфирова1s нием, в корпусе которого подвижно установлен опорный стержень с эластичным фрикционным элементом, взаимодействующим с упругими поджимными элементами, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью улучшения
3О демпфирующей способности, эластичные фрикционные элементы выполнены в виде набора чередующихся колец, одно из которых установлено на внутренней поверхности корпуса, а другое — на поверхности опорного стержня, тз между которыми установлены упругие поджимные элементы, выполненные в виде шайб.
2. Амортизатор по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что шайбы выполнены с раЭО диальными пазами, причем одна из рядом расположенных шайб имеет пазы по внутреннему диаметру, а другая — по наружному;
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР N 117883, кл. F 16 F 13/00, 1958.
684223
@az 1
Pup. 7
Фиг.,У
Составитель В. Хромов
Техред З.Фанта
КоРРектоР С. Патрушева
Редактор С. Головенко тираж 1139 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 5254/26
Филиал ППП "Harem, т. Ужгород, ул. Проектная, 4