Координатная измерительная машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Сов)иапистическив
Республик (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 2 7.127 6 (21) 24 356 38/25-28 с присоединением заявки М— (23) Приоритет(51}М. Ил.
G 01 В 5/02
G 01 В 19/00
Государственный ком нтет
СССР оо делам нзобретеннй н открытий (53} УДК 531.717 (088.8) Опубликовано0509.79. вноллетень МЗЗ
Дата опубликования описания 0509.79 (72) Авторы изобретения
Ю.П.Куметайтис и А.Ю.Каспарайтис
Экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков (Вильнюсский <(>илиал) (71) Заявитель (54 ) КООРДИНАТНАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ МАШИНА
Изобертение относится к измерительной технике, а именно к средствам для координатных измерений (координатным измерительным машинам).
Известны координатные измерительные машины, содержащие основание с направляющими, подвижной вдоль основания портал с аэростатическими опорами и поперечной траверсой, 10 подвижную вдоль траверсы каретку, вертикально подвижную относительно каретки пиноль с измерительной головкой, при в ды координатных перемешений подвижных узлов, измерители перемещеций последних, а также узел компенсации гравитационного прогиба портала, выполненный в виде регул яторо в давления воздуха, подводимого к аэростатическим опорам каретки 4 портала, и копиров, управляющих регуляторами (1).
Недостатком известных устройств является <.-..ëîêíoñòü их конструкции и ограни" нность диапазона регулирования, определяемого величиной зазора в аэростатических направляющих.
Известны координатные измерительные машины, содержащие основанн)е с напранляюшими, полвижной вдоль
«:.и >вания портал с аэростатическими, опорами и поперечной тра версой, подвижную вдоль траверсы каретку, вертикально подвижную относительно каретки пиноль с измерительной головкой, приводы координатных перемещений подвижных узлов и иэмери гели перемещенияе последних, узел компенсации гравитационного прогиба портала, включающий расположенную вдоль траверсы раэгружающую линейку с расположенными на ее концах подвижными поперек траверсы опорами, подвижную вдоль линейки аэростатическую опору пружины растяжения, передающие вес каретки на подвижную аэростатическую опору. Подвижные опоры разгружан>шей линейки вы— полнены в виде двухзвенных рычажношарнирных механизмов (2).
Недостатком известных устройств являются громоздкость рычажно-шарнирных механизмов и недо<:TBTo÷íàя точность машины и:I — эа наличия трения в звеньях рычажно-II =IpIIHрных механизмов и, как следствие, ие:Ioлной компенсации гравитациоl<ного и< о; иба.
Целью изобрет »и я я:-л не- с я по вышение точности и у>л<:::::<е иие габари— тов устройства.
6842 82
15
Указанная цель достигается за счет того, что подвижные опоры разгружающей линейки выполнены в виде дополнительного мостика с аэростати" ческими опорами, установленного на направляющих основания.
Кроме того, опоры дополнительного мостика размещены между опорами портала.
На фиг. 1 изображена коОрдинатная измерительная машина, вид спереди; на фиг. 2 — вид А фиг. 1.
Координатная измерительная машина содержит основание 1 с расположенными вдоль него призматическими направляющими 2 и 3, подвижной вдоль основания, портал 4 с азростатическими опорами 5-11 и поперечной траверсой 12, размещенные на траверсе направляющие 13 и 14, подвижную по. направляющим каретку 15 (фиг. 2), вертикально подвижную пиноль 16 с измерительной головкой 17, приводы и измерители координатных перемещений всех подвижных узлов (на чертежах не показаны), а также узел компенсации гравитационного прогиба траверсы, выполненный в виде пружины 18 растяжения, промежуточного рычага 19, аэростатической Опоры 20 и разгружающей линейки 21, образующей вместе с расположенными по ее концам стойками 22 и 23 и аэростатическими опорами 24-28 (остальные три аэростатические опоры на чертеже не показаны), дополнительный мостик, установленный на направляющих основания.
Опоры 24-28 дополнительного мостика размещены между опорами 5-11 портала (см.фиг.2). Дополнительный мостик соединен с порталом наклонно расположенными пружинами 29 и 30 растяжения, что позволяет передавать на мостик как усилие, необходимое для его перемещения, так и часть веса портала.
Аэростатическая опора 20 расположена на одной вертикали с центром тяжести каретки.
Компенсация гравитационного прогиба портала осуществляется следующим образом.
Усилие пружины 18 растяжения регулируют таким образом, чтобы усилие на аэростатической опоре 20 ста20
50.ло равным весу подвижной каретки
15 (включая пиноль 16 и измерительную головку 17). В этом случае поперечная траверса 12,окажется полностью разгруженной от веса каретки и перемещение последней вдоль траверсы не вызовет никаких изменений усилий, приложенных к траверсе и порталу в целом.
Пружинами 29 и 30 можно частично разгрузить направляющие портала и улучшить распределение зазоров в этих направляющих.
При отсутствии подвижных нагрузок форма направляющих траверсы не изменяется и точность координатной измерительной машины увеличивается.
Формула изобретения
1. Координатная измерительная машина, содержащая основание с направляющими, подвижной вдоль основания портал с аэростатическими опорами и поперечной траверсой, подвижную вдоль траверсы каретку, вертикально подвижную относительно каретки пиноль с измерительной головкой, приводы координатных перемещений подвижных узлов и измерители перемещений последних, узел компенсации гравитационного прогиба портала, включающий расположенную вдоль траверсы разгружающую линейку с расположенными на ее концах подвижными поперек траверсы опорами, подвижную вдоль линейки аэростатическую опору и пружины растяжения, передающие вес каретки на подвижную аэростатическую опору, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что,с целью повыше" ния точности и уменьшения габаритов машины, подвижные опоры раэгружающей линейки выполнены в виде дополнительного мостика с аэростатическими опорами, установленного на направляющих основания.
2. Машина по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что опоры дополнительного мостика размещены между опорами портала.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент СССР Р 518161, кл. 6 01 В 5/02, 1971.
2. Заявка ФРГ 9 2223213, кл. F 16 М 11/00, 1975.