Способ тепловой защиты электроприводов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 21с, 69

СССР

¹ 68498

ОПИСАН ИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ

Y АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зарегистрировано в Бвро изобрегеиай Гог ианр СССР

Д. В. Васильев и Б. С. Сотсков

Способ тепловой защиты электроприводов

Заявлене !б мая 1940 года в Народный комиссариат электропромышленности СССР эа № 32517 (3022бо) Опубликовано 31 мая !947 года

I19

В современных автоматизированных электроприводах, работающих в самых разнообразных режимах, в частности, в режимах кратковременной и повторно-кратковременной работы, тепловая защита двигателя должна обеспечивать, с одной стороны, максимальное использование двигателя, а с другой, — предохранение его от недопустимого перегрева.

Широко используемые для указанной цели тепловые реле с биметаллическими элементами (термореле) не всегда удовлетворяют требованиям наивыгоднейшей эксплоатации двигателей, что объясняется несовпадением тепловых характеристик термореле и двигателей, которые они защищают.

При выборе термореле обычно ограничиваются элементарными соображениями о соответствии номинальных токов реле и двигателя и, по существу, совсем не учитывают режим работы последнего.

Таким образом, работа термореле в ряде случаев в значительной степени приближается к защите при помощи плавких предохранителей в то время как задача термореле — работать, приближаясь к тепловой копии защищаемого двигателя.

Если график прерывистой нагрузки вполне определенный, то достаточно удачные результаты может дать применение обычного термореле, но со специальным подбором значения номинального тока реле в зависимости от номинального тока двигателя.

При меняющемся графике нагрузки подобный расчет не достигнет цели.

Очевидно, что качество защиты электродвигателя будет наилучшим при равенстве величин постоянных времени реле и электродвигателя (т и тв,). Однако это равенство трудно достижимо по конструктивным соображениям и практически всегда имеет место соотношение тр (т,.

При меняющемся в известных пределах графике работы для улучшения защиты электродвигателя находят применение некоторые искусственные приемы изменения характеристики реле, например, такие, при которь1х реле приходят в действие в соответствии с нагрузочной характеристикой двигателя.

K 68498

Это производится лиоо путем изменения величины тока срабатывания (т. е. регулировкой реле), либо изменением тока, протекающего через реле.

Первое осуществляется при помощи специальных конструкций реле, в которых величина хода контактов, необходимая для замыкания (размыкания) цепи управления контактором, меняется в зависимости от кратности тока в цепи электродвигателя.

Изменение величины тока, протекающего через реле, в зависимости от кратности тока в электродвигателе производится различными способами, например, путем шунтирования термореле переменными по величине сопротивлениями.

Возможно также устрсйство нескольких ступеней изменения тока в реле путем применени;. ряда шунтирующих сопротивлений, включаемых при достижении определенных кратностей тока двигателя при помощи дополнительных максимальных реле.

Предметом настоящего изобретения является способ тепловой защиты электроприводов при помощи устройства в виде нескольких тепловых реле. Способ основан на автоматическом согласовании тепловых характеристик двигателя и защитного устройства. Согласно изобретению уставку защитного устройства изменяют ступенчато по методу получения характеристик защиты электропривода при помощи огибающих эту характеристику тепловых характеристик отдельных реле, входящих в устройство.

Предлагаемое устройство для осуществления указанного способа тепловой защиты отличается применением нескольких термореле с различными уставками, рабочие контакты которых включены в цепь управления линейным контактором через контакты максимальных реле с различными уставками таким образом, чтобы обеспечивать в определенном диапазоне нагрузок вступление в действие соответствующего реле.

Сущность изобретения по,",сняется фиг. 1, на которой представлены тепловые характеристики двигателя и

120 защитного устройства. На фиг. 2 показана развертка схемы включения контактов реле для случая применения пяти реле, а на фиг. За и 31— другой вариант устройства (схема и характеристики).

На схемах приняты следующие обозначения:

ТР,... ТР, — характеристики или контакты термореле;

РЛ|,.... РМ4 — контакты максимальных реле;

Д вЂ” тепловая характеристика двигателя;

ЛК вЂ” линейный контактор;

О и П вЂ” кнопки останова и пуска.

Для ступенчатого изменения величины кратности тока в реле подбираются два или несколько реле (что зависит от мощности двигателя) с различными отношениями их номинальных токов к номинальному току двигателя, причем одно из реле имеет номинальный ток, равный номиналььому току двигателя.

Реле подбираются такими, чтобы отдельные участки их характеристик достаточно близко совпадали с теми или иными участками тепловой характеристики двигателя, как показано на фиг. 1. Схема включения термореле в определенном диапазоне нагрузок должна автоматически обеспечивать вступление в действие соответствующего реле. Подобная задача может быть осуществлена, например, при помощи схемы, представленной на фиг. 2, где для приключения и термореле применены п — 1 максимальных реле с разными токами уставок. Реле P1Vi обеспечивают требуемый порядок включения в цепь линейного контактора рабочих контактов того или иного термореле.

В большинстве случаев достаточно удовлетворительные результаты должна давать схема с двумя термореле и одним максимальным реле.

В предлагаемом устройстве возможно применение двух термореле, одно из которых включено в цепь двигателя непосредственно, а второе — через сериесный трансформатор, наХ 68498

Фиг. 1

nu ym сыщающийся при определенном значении тока нагрузки.

Сущность этой модификации изобретения поясняется фиг. 3, на которой представлены схема включения термореле (а) и тепловые характеристики реле и двигателя (b) для случая двух реле.

Применение той или иной модификации устройства определяется мош ноет ью двигателя и эксплоатационн!л .и условиями.

Предмет изобретения

1. Способ тепловой защиты электроприводов при помощи устройства в виде нескольких тепловых реле, основанный на автоматическом согласовании тепловых характеристик двигателя и зашитного устройства, от л и ч а ю щи и с я тем, что уставку последнего изменяют ступенчато по методу получения характер; стик зашиты электропривода при помощи огибающих эту характеристику тепловых характеристик отдельных реле, входящих в устройство.

2. Устройство для осуществления способа по п.1, о т л и ч а ю щ е е с > применением нескольких термореле с различными уставками, рабочи контакты которых включены ь цепь управления линейным контактором через контакты максимальных реле с различными уставками таким образом, чтобы обеспечивать в определенном диапазоне нагрузок вступление в действие соответствующего реле.

3. В устройстве по п. 2 применение двух термореле, одно из которых включено в цепь двигателя непосредственно, а второе — через сериесный трансформатор, насыщающийся при определенном значении тока нагрузки.