Способ получения антифрикционного покрытия
Иллюстрации
Показать всеРеферат
l A ll !
АTf .
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик (>685352
К АВТОРСКОМУ СВИДВТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.06.76 (21) 2386013/23-05 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.K-
В 05 D 1/26
Государственный комитет
СССР оо делам изобретений н открытий
Опубликовано 15.09.79. Бюллетень №34
Дата опубликования описания 25.09.79 (53) УДК 678.026..3 (088.8) Ф. А. Коротков, М. В. Борисов, В. В. Шведский, Д. Н. Козьминская и В. Н. Никольский (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ
Изобретение относится к области покрытий металлов, в частности к улучшению антифрикционных свойств поверхности металлов и сплавов путем нанесения антифрикционных покрытий.
Известны способы нанесения антифрикционных покрытий путем натирания поверхности и распылением покрывного материала на обрабатываемую поверхность (1, 2).
Однако, при натирании и распылении слой покрытия распределяется неравномерно по длине заготовки, возможны оголения и непокрытия, что значительно снижает качество покрытия.
Известен способ получения антифрикционного покрытия нанесением на изделие дисульфида молибдена (ВАП вЂ” 2) и термообработкой (3).
Недостатком известного способа является то, что в случае погружения заготовки в состав, вследствие вязкости ВАП вЂ” 2, образуются наплавы, которые приводят к неравномерности распределения покрытия по поверхности заготовки. Впоследствии, когда будет происходить естественная и принудительная сушка, наплывы растрескиваются
2 и выкрашиваются, нарушая общую структуру.
Цель изобретения — повышение прочности и равномерности покрытия.
Поставленная цель достигается тем, что
5 изделие вращают с окружной скоростью 13,514,5 м/мин и дисульфид молибдена наносят на вращающееся изделие в количестве, превышающем толщину готового покрытия в 25 — 30 раз.
Способ нанесения антифрикционного пок1в рытия ВАП вЂ” 2 на внутреннюю цилиндрическую поверхность с последующей механической обработкой заключается в следующем.
Перед нанесением покрытия на деталях, изготовленных из бронзы, алюминиевых
15 сплавов, стали и других сплавов, поверхность, подвергающуюся покрытию, предварительно подготавливают в следующем порядке.
Например, детали из углеродистых сталей оксидируют, из нержавеющих сталей
20 пассивируют, детали из титановых сплавов обдувают электрокорундом, из алюминиевых анодируют, из медных сплавов декапируют.
685352
4 - Покрытие, полученное данным способом, обладает прочным сцеплением с поверхностью, хорошо уплотнено и равномерно распределено по всей наносимой поверхности за счет центробежных сил, образующихся при вращении заготовки, отсутствуют оголения и непокрытия, вследствие чего значительно повышается прочность поверхности.
Формула изобретения
Затем предварительно подготовленные по верхности тщательно обезжиривают и сушат на воздухе.
После этого наносят ВАП вЂ” 2 на внутреннюю цилиндрическую поверхность методом центробежной заливки.
При этом заготовку вращают со скорос тью на поверхности нанесения 13,5—
14,5 м/мин и в момент вращения подают состав покрытия в несколько приемов равными порциями.
В сумме объем подаваемого покрытия не менее, чем в 25 — 30 раз превышает объем окончательного покрытия.
Такая порция состава покрытия расчитана с учетом того, что в состав покрытия входят растворители — легколетучие испаряющиеся вещества, кроме того во время термообработки дает усадку эпоксидная смола, входящая в состав ВАП вЂ” 2, небольшой процент разбрызгивается при вращении, а также нужен припуск на дальнейшую механическую обработку.
26
По окончании нанесения покрытия заготовку подвергают сушке на воздухе с последующей термообработкой и охлаждением заготовки.
Полученную заготовку затем обрабатывают механическим путем до получения нужного размера толщины покрытия.
Способ получения антифрикционного покрытия нанесением на вращающееся изделие дисульфида молибдена и термообработкой, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности и равномерности покрытия, изделие вращают с окружной скоростью 13,5 — 14,5 м/мин и дисульфид молибдена наносят в количестве, превышающем толщину готового покрытия 3 25 — 30 раз.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 326258, кл. С 23 С 17/00, 1967.
2. Авторское свидетельство СССР
М 124959, кл. С 23 С 7/00, 1958.
3. Материалы для деталей трения.
Изд-во ВИАМ, 1971, с. 95 (прототип).
Составитель P. Вакар
Редактор Н. Потапова Техред О. Луговая Корректор М. Пожо
Заказ 5352/11 Тираж 822 Подписное
ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал П П П к Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4