"подшипник скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

) т

СОюз С089тсиих

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ (685855

К АЗОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к ввт. свид-ву (22) Заявлено 03.04.78 (21) 2597539/25 — 27 с присоединением заявки М (23) Приорнтет— (Sl) lVL. Кл .

Гввудврвтвенный квинтет

СССР

le делан нэебретеннй и открытей

F 16 С 17/24 (53) УДК 621.822.5 (088.8) Опубликовано 15.09 79 Бюллетень М 34

Дата опубликования описания 15.09.79 (72) Автор изобретения

В. П. Зайцев (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения с устройствами, сигнализирующими об износе.

Известен подшипник скольжения, содержащий корпус и установленные в нем вкладыш и уст5 ройство сигнализации об износе, имеющее втулку с изолированным электроконтактом, в которой размещен подпружиненный толкатель с изолированным дополнительным злектроконтактом противолежащим первому электрокон I

10 такту (1).

При этом на толкателе закреплена проволока иэ легкоплавкого материала, оттибающая выступ втулки и контактирующая с деталями подшипника, о неблагоприятном режиме работы которых подается сигнал.

Известный подшипник имеет косвенную сигнализацию об износе, так как контакты замыкаются только при пепегреве деталей подшипника, что снижает быстродействие сигнализации.

Целью изобретения является повышение быстродействия сигнализации об износе и повышение надежности работы.

Цель достигается тем, что подшипник снабжен шариком, размещенным между опорной поверхностью вкладыша и торцовой поверхностью толкателя, противолежащей дополнительному электроконтакту.

Кроме того, подшипник может быль снабжен магнитами, жестко связанными с электроконтактами, а на опорной поверхности вкладыша выполнено углубление, не превышающее по величине половины диаметра шарика.

На чертеже изображен подшипник скольжения, разрез.

Подшипник скольжения содержит корпус 1, в котором установлены вал 2, вкладыш 3 и устройство сигнализации об износе, содержащее втулку 4 с изолированным от нее электроконтактом 5, в которой размещен подпружиненный толкатель 6 с изолированным от него дополнительным электроконтактом 7, противолежащим, электроконтакту 5. Между опорной поверхностью вкладыша 3 и торцовой поверхностью толкателя 6, противолежащей электроконтакту 7, расположен шарик 8, который размещен в углублении на опорной поверхности вкладыша 3, 6858 величина которогод не превышает половины диаметра шарика 8. Подшипник может быть снабжен магнитами 9, жестко связанными с электроконтактами 5 и 7, подключенными к сигнальной системе 10.

Возможны другие формы выполнения устройства сигнализации об износе, Контакты 5 и 7 могут быть нормально-замкнутые или из угольного порошка, сопротивление которого меняется в зависимости от силы давления на него толкателем

6. При этом по величине тока можно судить о величине сжатия и, следовательно, о величине износа подшит|ника в каждый момент.

Подшипник работает следующим образом.

Перед монтажом вала 2 и вкладыша 3 в кор-, t5 пус 1 вставляют устройство для отключения при. вода, предварительно соединив провода сигнальной системы 10 с электрическим контактом 5 втулки 4 и с электроконтактом 7 толкателя 6, После этого вставляют шарик 8 во втулку 4 и 2О устанавливают сверху вкладыш 3. Затем по огпечатку с помощью краски, нанесенной на поверхность шарика 8, размечают вкладыш 3 и рассверливают цилиндрическое утлубление в корпусе 1 подшипника на глубину С; После этого заканчивают сборку подшипника с валом 2; В процессе работы вкладыш 3 изнашивается до толщины tI и вал 2 начинает контактировать с шариком 8.

Так как закаленный шарик 8 имеет точе пп |й .контакт с валом 2 и проворачивается во втулку

4, то он практически не изнашивается по сравнению с вкладышем 3, При дальнейшем износе вкладыша 3. вал 2 через шарик 8 перемещает подпружиненный толкатель 6. При этом контакты

5 и 7 замыкаются и на пульте управления зажи- З5 гается красная лампочка или отключается привод вращения вала 2. Магнитные силы магнитов 9 притягивают контакты и ускоряют срабатывание.

После замены вкладыша 3 толкатель б вновь прижимает шарик 8 к вкладышу 3. В процессе износа при недостатке смазки возможно затягивание образовавшегося на месте углубления отверстия. Но это не меняет возможностей сигнализатора, так как шарик 8 будет отжат не самим валом 2, а прослойкой металла вкладыша 3, затянутого в отверстие.

На практике возможен случай, когда отсутствие смазки или повышение нахрузок приводит к сухому трению. Материал вкладыша 3 прилипает к валу 2 и начинается износ с переносом антифрикционного материала вкладыша 3 на вал 2. При этом диаметр вала 2 увеличивается, 55 4 а толщина вкладыша 3 уменьшается и достигает предельной величины, после которой срабатывает устройство сигнализации о6 износе.

Кроме того, возможно проворачивание вкладыша 3 относительно корпуса 1 вместе с валом 2, по также приравнивается к аварийной ситуации.

В этом случае шарик 8 выдавливается нз углубле. ния самим вкладышем 3. В результате чего он нажимает на толкатель 6 и замыкает контакты 5 и 7. Расстояние между контактами 5 и 7 определяют таким, чтобы исключить искрение. Это расстояние может быть большим хода толкателя 6.

Поэтому возможно использование искрогасителей (масляных) или мультипликаторов с сервопружиной в виде рычажной системы, позволяющей увеличить ход контакта 7.

Данное изобретение позволяет упростить устройство сихнализации об износе подшипников, увеличить его быстродействие и диапазон его применения для реверсивных валов, более надежно контролировать износ подппппппсов скольжения в случае обычного износа, а также проворачивания вкладыша, что позволит сокрап ть затраты на ремонт оборудования, предотвратить аварии.

Формула изобретения

Подшипник скольжения, содержащий корпус и установленные в нем вкладыш и устройство сигнализации об износе, имеющее втулку с изолированным.электроконтактом, в которой размещен подпружиненный толкатель с изолированным дополнительным электроконтактом, противолежащим первому электрокоитакту, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности работы и быстродействия сигнализации об износе, он снабжен шариком, размещенным между опорной поверхностью вкладыша и торцовой поверхностью толкателя, противолежащей дополнительному электроконтакту.

2. Подшишшк скольжения по п.1, о т л ич а ю шийся тем, что он снабжен магнитами, жестко связанными с электроконтактами, а на опорной поверхности вкладыша выполнено углубление, не превышающее по величине половины диаметра шарика.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР У23854, кл. F16 С 17/00,,1931.

685855

Составитель H. Крылова

Редактор О. Торгашева Техред М.Келемеш Корректор C. Шекмар

Заказ 5436/38 Тираж 1139 Подписное

UHHHIIH Государственного комитета СССР по делам иаобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4