Устройство для охлаждения подшипника установленного на вращающемся валу
Иллюстрации
Показать всеРеферат
4 i1 а я
ОД ИСАЙ
Союз Советских
Социалистических
Республик
"685856
ИЗОБРЕТЕН
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 17.04.78 (21) 2609022/2 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 15.09.79. Бюллет
Дата опубликования описания 1! )М. Кл.
F 16 С 35/00
Гееудврственный немнтет
СССР не девам нзебретеннй н етхрмтнй
3) УД К 621.113. .585 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. Г. Коршиков, А. И. Смирнов и А. Д. Вайнштейн (71) Заявитель
Ордена Трудового Красного 3наменн экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущнх станков (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ПОДШИПНИКА, УСТАНОВЛЕННОГО НА ВРАЩАЮЩЕМСЯ ВАЛУ
Изобретение относится к машиностроению н может быть использовано для охлаждения подшипника, установленного на вращающемся валу, в шпиндельных узлах металлорежущих станков, в роторах турбин н электрических машин и тд.
Известно устройство для охлаждения подшипника, установленного на вращающемся валу. Оно состоит из приспособления для ввода охлаждающего агента, неподвижной питающей трубки с уплотнениями, отделяющими ее от вращающегося
10 вала, системы извилистых каналов внутри вала, по которым прокачивается охлаждающий агент, и распределительного устройства, обеспечивающего циркуляцию охлаждающего агента по внутренним каналам.
Однако это устройство конструктивно сложно для массового производства, практически невозможно выполнить его, не вызвав дебаланс вала, и, хотя этот дебаланс в некоторых случаях можно устранить специальной балансировкой, нельзя обеспечить течение охлаждающего агента по извилистым каналам по периферии вала так, чтобы балансировка не нарушалась, что исключает возможность применения этого устройства в скоростных прецизионных узлах вращения. Кроме того, конструкция требует наличия уплотнений как на входе, так и на выходе охлаждающего агента. В ней охлаждающая жидкость вводится по специальной питающей трубке с торца вала в центральное отверстие вдоль оси вала, проходит по системе извилистых каналов, расположенных внутри вала и выходит с того же торца вала.
Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения прн высоких скоростях вращения вала.
Это дОстигается тем, что в предлагаемом устройстве узел ввода охлаждающего агента выполнен в виде сопла, а охлаждаемые полости вала выполнены в виде центрального глухого отверс* тия, проходящего по оси вала, на дне которого выполнен отражатель, прн этом сопло размещено по центру глухого отверстия вала.
На чертеже представлено предлагаемое устройство, общий внд, разрез.
Вдоль оси вала 1 выполнено центральное глухое отверстие 2, причем это отверстие может быть н коническим, расширяющимся к
Составитель Н, Антипов
Техред М,Келемеш Корректор С . Шекмар
Редактор Л, Василькова
Заказ 5436/38 Тираж 1139 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал Г1ПП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 .68 выходу, или с винтовой канавкой на поверхности (зти меры ускоряют течение охлаждающего агента к выходу и улучшают эффективность охлаждения). На корпусе 3, в котором размещен подшипник 4, поддерживающий вал 1, крепится приемник 5 охлаждающего агента, в стенке которого установлено сопло 6. На дне .тлухого отверстия 2 размещается отражатель 7.
Устройство работает следующим образом.
Охлаждаемый вал 1 вращается в подшипнике 4, помещенном в корпусе З,Струя подавае1 мого из сопла 6 охлаждающего агента бьет в отражатель 7 и меняет направление движения на 1тротивоположное, центробежными силами отбрасываясь на стенки отверстия 2. При движении потока охлаждающего агента вдоль стенок отверстия 2 к выходу происходит съем тепла с подшипников, на которых вращается вал 1. Отработанный охлаждающий агент собирается в приемнике 5.
Простота выполнения предлагаемого устройства позволяет использовать его практически в любой конструкции. В частности, в скоростных прецизионных узлах на подшипниках качения
5856 4 введение предлагаемого устройства позволит, приблизить ресурс работы подшипников к расчетному (по усталости материала), составляющему обычно 10000 — 20000 ч, в то время как дей5 ствительный ресурс подобных узлов иэ-за теплового защемления подшипников, вызванного перегревом вала, колеблется от 20 до 250 ч.
t0 Формула изобретения
Устройство Для охлаждения подшипника, установленного на вращающемся валу, содержащее узел ввода охлаждающего агента со стороны торца вала и охлаждаемые полости, расположенные в валу, о т л и я а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения при высоких скоростях вала, узел ввода охлаждающего агента выполнен в виде сопла, 20 а охлаждаемые полости вала выполнены в виде центрального глухого отверстия, проходящего по оси вала, на дне которого выполнен отражатель, при этом сопло размещено по центру глухого отверстия вала.