Катушка двухслойной обмотки статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Авторы изобретения

М. В. Антонов, Б. И. Кузнецов и В. А. Левицкий (7l) Заявитель (54! КАТУШКА ДВУХСЛОЙНОЙ ОБМОТКИ СТАТОРА

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электром ашиностро ения.

Известна катушка жесткой двухслойной обмотки статора, выполненная из про. водников прямоугольного сечения, состоящая иэ активных прямолинейных пазовых частей и сопряженных с ними лобовых частей, изогнутых по эвольвенте (1 J.

Недостаток обмотки с катушкой такой конструкции заключается в большом вы- лете лобовых частей.

Известна другая катушка жесткой двухслойной обмотки статора, выполненная иэ провода прямоугольного сечения, имеющая изогнутую по овально-винтовой ли» нии лобовую часть со средней линией, 1$ расположенной по спирали на поверхности, образованной вращением вокруг продольной оси мешины овала, большая ось кото,рого составляет с продольной осью маши30 ны острый угол, а поперечное сечение катушки плавно повернуто в лобовой части вокруг средней линии на угол, равный сумме 180 я и пентралъного угла между

2 пазами, занимаемыми катушкой f 2). Спираль средней линии лобовой части такой катушки имеет на внутренней стороне поверхности вращения.овала шаг меньший, чем на наружной, что обеспечивает меньшую длину лобового вылета и сокращает тем самым габариты электрической машины, Однако изготовление такой катушки является трудоемким процессом, поскольку имеется ручная операция вывода одного из концов катушки с внутренней стороны на внешнюю сторону лобовой части для последующей пайки выводных концов после укладки катушек в пазы магнитопровода статора. Выведение конца включает выворачиваняе провода наружу, укладку его вдоль плеча лобовой части, бандажировку в двух местах.

Целью изобретения является снижение трудоемкости изготовления катушки.

Указанная mern достигается тем, что угол поворота поперечного сечения катушки вокруг средней линии s лобовой части

4 мой от торца магнитопровода статора 10 до торца 11 лобовой части обмотки, и других размеров лобовой части от параметров машины такие же, как и в прототипе, Операция выведения концов предлагаемой катушки простая и может быть довольно просто автоматизирована.

Формула изобретения

Катушка двухслойной обмотки статора электрической машины, выполненная из провода прямоугольного сечения, имеющая изогнутую по овально-винтовой ликии лобовую часть со средней линией, расположенной по спирали на поверхности, образованной вращением вокруг продольной оси. машины овала, большая ось которого сдставляет с продольной осью машины острый угол, а поперечное сечение катушки. плавно повернуто в лобовой части вокруг средней линии, о т л и ч а юш а я с я тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления, угол поворота поперечного сечения катушки вокруг средней линии в лобовой части равен цейт1 ральному углу между пазами, занимаемыми катушкой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Видеман Е., Келленбергер В. Конструкции электрических машин. Л., Энергия", 1972, с. 189, рис. 7-20.

2. Авторское свидетельство СССР

Q 521633, кл. Н 02. К 3/04, 1976прототип.

686121 равен центральному углу между пазами, занимаемыми катушкой.

На фиг. 1 представлена катушка жесткой двухслойной обмотки статора; на фиг.

2 представлен вид А на фиг. 1 на фиг. 3

ИГ. 5

3 - вид 5 на фиг. 2; на фиг. 4 - изображен эскиз тела вращения и показано расположение на нем средней линии лобовой части; на фиг. 5 представлено взаимное расположение тела вращения и лобовой части катушки на нем.

Лобовые части 1 катушки изогнуты по овально»винтовой линии таким образом, что выводные концы 2 и 3 катушки расположены сверху и снизу катушки, что исключает при изготовлении трудоемкую операцию .выведекия конца катушки с внутренней иа внешнюю сторону лобовой части и производится только простая операция отгиба обоих концов. Средняя линия

4 (фиг. 4 и 5) лобовых частей катушки располагается по спирали на поверхности

5, образованной вращением вокруг продольной оси 6 машины овала 7, большая ось которого составляет с продольной осью машины острый угол Ь, а поперечное сечение 8 (фиг. 3) катушки плавно повернуто в лобовой части вокруг средней линии на угол c4., являющийся пентральным углом между пазами 9, занимаемыми катушкой. Шаг спирали средней линии на внутренней стороне вращений овала (пунктирный участок линии 4 -на фйг. 4) больше, чем на наружной (сплошной участок линии 4 на фиг. 4).

Аналитические зависимости длины вылета лобовой части h (фиг. 5), измеряе