Приспособление для выключения и включения самохода суппорта токарного станка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 49а, 21„

СССР

¹ 686И

ОПИСАН ИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зарегистрировано е Бюро изобретений Госплана CCCP

Г. А. Лапушкин

Приспособление для выключения и включения самохода супорта токарного станка

Заявлено 19 июня 1941 года в Народный комиссариат станкостроения СССР за № 4б059 (315022) с присоединением заявки № 90 (331351) от 11 февраля 1944 года

Приоритет по пп. 4 и 5 предмета изобретения от 11 февраля 1944 года

Опубликовано 30 июня 1947 года

Известны приспособления для автоматического отключения самохода супорта при достижении последним установленного на его пути упора посредством выключения зубчатой сцепной муфты, одна половина которой укреплена на свободно вращающейся шестерне, соединенной с ходовым валиком станка, а другая — на подвижном в осевом направлении валике, служащем передаточным органом к шестерне, сцепленной с зубчатой рейкой станины станка.

Отличительная особенность предлагаемого приспособления состоит в том, что для автоматического сцепления и расцепления муфты применены две работающие в противоположном друг другу направлении пружины, из которых одна сильнеедругой, взаимодействующие каждая одним концом с подвижным в осевом направлении валиком и удерживаемые в положении, при котором половины зубчатой муфты сцеплены подпружиненной собачкой, находящейся или под действием сухаря, управляемого подвижным в валике штоком, на который воздействуют установленные на пути движения супорта упоры посредством промежуточных элементов или под действием штока, взаимодействующего с упором станка непосредственно.

На фиг. 1 изображен продольный разрез первого варианта выполнения приспособления, на фиг. 2 — продольный разрез второго варианта выполнения приспособления, применительно к станку «Удмурд».

В фартук супорта станка стаканом

19 (фиг. 1) плотно закрепляется втулка 21, в которой помещенвращающийся в ней шпиндель 7, несущий заклиненную на нем цилиндрическую шестерню 8 (фиг. 1) и свободно одетую червячную шестерню 3, сцепленную с червяком 2 ходового валика 1. Внутри шпинделя 7 закреплен на шпонке с возможностью продольного перемещения подпружиненный валик б, несущий заклиненную на нем полумуфту 5, взаимодействующую при включении муфты с полу299

М 68643 муфтой 4, укрепленной на червячной шестерне 3. Соединение полумуфт 4 и 5 может быть зубчатое или фрикционное.

Валик б с одной стороны подпружинен пружиной 15, а с другой— пружиной 13, причем последняя сильнее первой и в свободном состоянии всегда сжимает первую и перемещает валик влево; при этом положении валика муфта расцеплена. При сжатии пружины 13 валик б усилием пружины 15 перемещается вправо и полумуфта 5 входит во взаимодействие с полумуфтой 4; при этом происходит включение самохода супорта.

Сжатие пружины 13 осуществляется рукояткой 17, снабженной зубчатым венцом 18, взаимодействующим с круглой зубчатой рейкой валика б. Рукоятка при повороте ее по часовой стрелке перемещает валик 6, а вместе с ним и полумуфту 5 влево и расцепляет муфту, а при повороте против часовой стрелки — перемещает валик б вправо, при этом пружина 13 сжимается и запирается собачкой 12, а полумуфты 5 и 4 под воздействием пружины 15 сцепляются и включают самоход супорта.

Для мгновенного расцепления полумуфт применена втулка 14, свободно установленная на утоненном конце валика б и снабженная буртом, взаимодействующим с одной стороны с пружиной 13, а с другой (после сжатия пружины) — с подпружиненной пружиной 1б запорной собачкой 12, Торцем своим со стороны буртика втулка 14 взаимодействует с заплечиком валика б. Освобождение втулки 14 от запорной собачки

12, т. е. подъем собачки, осуществляется сухарем 11, взаимодействующим с подвижным в осевом направлении штоком 10, перемещаемым гибкими элементами 9 от упоров, установленных на пути движения супорта (на чертеже не показаны).

Включение самохода супорта осуществляется всегда от руки поворотом рукоятки против часовой стрелки.

Выключение же может быть осуществлено автоматически от упоров, установленных на пути основных четырех возможных направлений двизоо жения супорта, а именно: при движении резца на переднюю и на заднюю бабки, при движении резца на изделие и от него.

При возникновении на ходовом валике увеличенного крутящего момента, возникающего вследствие перегрузки на резце или по другим причинам, например, при встрече супортом упора, муфта автоматически расцепляется вследствие наличия фрикционных зубцов 20 (фиг. 1) и, следовательно, самоход также выключается.

Самоход можно выключить и вручную, причем во всех случаях ручное выключение не нарушает настройки автоматических выключений.

Отличительной особенностью приспособления во втором варианте выполнения является то, что шток, поднимающий запорную собачку при автоматическом выключении, взаимодействует непосредственно одним концом с собачкой, а другим с упором, установленным на пути движения супорта, а для ручного выключения самохода — запорная собачка взаимодействует с подвижным в осевом направлении валиком, перемещаемым рукояткой ручного управления супортом, вместе с тем служащим для сжатия сильной пружины.

В фартук супорта ввертывается на резьбе втулка 21 (фиг. 2), в которой помещен шпиндель 23, несущий насаженную на нем цилиндрическую шестерню 24, сцепленную с передачей от ходового валика; на шестерне 24 укреплена полумуфта 25. Внутри шпинделя 23 помещен на шпонке с возможностью осевого перемещения валик 27, несущий свободно посаженную на нем цилиндрическую шестерню 28 самохода супорта, составляющую одно целое с другой полумуфтой 2б муфты сцепления.

Внутри шпинделя, так же как и при предыдущей форме исполнения приспособления, помещены две пружины 29 и 30, из которых пружина 29 работает на перемещение валика 27 вправо, а пружина 30 на перемещение втулки 31, а следовательно, и валика — влево. Валик и втулка в торцевой плоскости взаимодействуют

М 68643 друг с другом при помощи распорных шипов (на чертеже не показаны), установленных на торцевой поверхности одного из них.

Пружина 30 сильнее пружины 29 и поэтому при освобождении втулки

31, сжимающей сильную пружину от запорной собачки 32, последняя переместит валик 27 влево и выключит муфту сцепления, сжав при этом слабую пружину. Запорная собачка служит для удержания втулки 31 при сжатой пружине 30. Сжатие пружины 30, при котором происходит включение самохода супорта, равно как и ручное поднятие запорной собачки, при котором происходит выключение самохода, осуществляется подвижным в осевом направлении валиком 33, перемещаемым рукояткой

3-/, снаоженной зубчатым венцом, взаимодействующим с круглой рейкой валика и установленной поворотно в стакане 35, укрепленном на втулке 2/ приспособления.

Для автоматического выключения самохода супорта, т. е. для поднятия запорной собачки 32, применен подвижной в осевом направлении шток

36, помещенный в отверстии валика

27 и перемещаемый упорами 37, установленными на станке по ходу движения супорта.

Приспособление предусматривает автоматическое выключение супорта и ручное включение и выключение самохода.

Во всех случаях включение и выключение самохода супорта происходит при сохранении настройки автоматического выключения самохода супорта.

Предмет изобретения

1. Приспособление для выключения и включения самохода супорта токарного станка посредством расцепления и сцепления зубчатой муфты, одна половина которой укреплена на свободно вращающейся шестерне, соединенной с ходовым валиком, а другая на подвижном в осевом направлении валике, служащем передаточным органом к шестерне, сцепленной с зубчатой рейкой станины станка, о т л и ч а ьо щ е е с я тем, что для автоматического сцепления и расцепления муфты применены две работающие в противоположном друг другу направлении пружины 13 и

/5, из которых одна сильнее другой, взаимодействующие каждая одним концом с подвижным валиком б и удерживаемые с помощью подпружиненной собачки 12 в положении, при котором половины 4 — 5-зубчатой муфты сцеплены, расцепляемые при воздействии на собачку 12 сухаря 11, управляемого подвижным в валике б штоком 10, на который воздействуют установленные на пути движения су порта упоры посредством промежуточных элементов 9.

2. Форма выполнения приспособления по п. 1, отличающаяся тем, что промежуточный элемент 9 представляет собою гибкую оболочку, внутри которой расположен подвижный гибкий металлический стержень, взаимодействующий одним концом с одним из установленных на пути движения супорта упором, а вторым — со штоком 10.

3. Форма выполнения приспособления по и. 1, отличающаяся тем, что, с целью осуществления перемещения валика б вручную, для включения и выключения самохода супорта вручную (независимо от перемещения штока 10) валик б выполнен на конце в виде кольцевой зубчатой рейки, сцепленной с шестерней 18, управляемой рукояткой 17.

4. Форма выполнения приспособления по п. 1, отличающаяся тем, что шток 3б (фиг. 2) взаимодействует непосредственно одним концом с подпружиненной собачкой 32, а другим — с установленными на пути движения супорта упорами 37.

5. Форма выполнения приспособления по п. 1, о тли ч а ющ а я с я тем, что для осуществления ручного выключения и включения самохода супорта применен валик-рейка 33 (фиг. 2), управляемый рукояткой 34 и взаимодействующий утолщенной частью с подпружиненной втулкой 31 при включении самохода супорта и лобовым скосом с собачкой 32 при выключении самохода сугорта. зот