Система отопления и вентиляции электромобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

. Р :.

ОП ИСА(НИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

«»686909

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительиое к авт. свид-ву— (22) Заявлено 190777 (23) 2509968/27-11 с присоедимеиием заявки Но 2509969/27-11 (23) Приоритет

Опубликовано 2509.79. Бюллетень М 35

Дата опубликования описания 2809.79 (51)М. Кл.

В 60 Н 1/16

В 60 К 11/06

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК629.113. 06:

:628.81./83 (088.8) (72) Авторы

H3 BTBHH% В. В. ? усев, 1".A . .Зверев и В.В. Мальцев (71) Заявитель (54) CHCTENA ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ

ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ

Изобретение касается машиностроения, в частности систем отопления и вентиляции электромобиля.

Известны системы отопления и вентиляции .электромобиля, содержащие воэдухозаборники, вентилятор, источники тепла, образованные силовым блоком пускорегулирующей аппаратуры и тяговым электродвигателем, отсек аккумуляторных батарей и поворотные заслонки (1) .

Недостатком такой системы являет ся ее низкая эффективность, так как тепловые потери B тяговом электродвигателе и силовом блоке пускорегулирующей аппаратуры не используются для отопления кабины электромобиля.

Кроме того, в системе отсутствует принудительная вентиляция отсека ак-кумуляторных батарей, что необходимо при подзарядке батарей Ъез съема их с электромобиля.

Наиболее близкой к предлагаемой является система отопления и вентиляции электромобиля,; содержащая воздухозаборники, вентилятор, источники тепла, образованные силовым блоком пускорегулирующей .аппаратуры и тяговым электродвигателем электромобиля, 30 воздуховоды, отсек аккумуляторных батарей и поворотные заслонки (2).

Однако эта система имеет низкую эффективность ввиду неиспользования тепла, выделяемого при нагреве тягового электродвигателя и силового блока пускорегулирующей аппаратуры, и не позволяет осуществлять принудительную вентиляцию отсека аккумуляторных батарей.

Цель изобретения - повышения эффективности системы отопления и вентиляции»

Это достигается тем, что источники тепла соединены между собой последовательно, вентилятор установлен между источниками тепла, отсек аккумуляторных батарей связан с источниками тепла патрубком, а одна из упомянутых поворотных заслонок установлена в этом патрубке.

С целью интенсификации вентиляции отсека аккумуляторных батарей, система снабжена .эжектором, установленным в патрубке, причем последний сообщен с атмосферой. Кроме того, erne одной отличительной особенностью изобретения является то, и о заслонка, размещенная в

686909, патрубке, снабжена перепускным клапаном.

На фиг. 1 схематично представлена система отопления и вентиляции при ее работе в режиме отопления; на фиг ° 2 - то же, при втором варианте выполнения системы; на фиг. 3 то же, при ее работе в режиме вентиляции; на фиг. 4 — то же, при втором варианте выполнения системы; на фиг. 5 — то же, прн ее работе во время заряда аккумуляторных батарей.

Система содержит воздухозаборники 1, расположенные в нижней части лобовой .анели 2 электромобиля. Через поворотную заслонку 3 воздухоэаборники сообщаются с отсеком 4, где расположен первый источник тепла, функции которого выполняет силовой блок пускорегулирующей аппаратуры, размещенный н направляющем кожухе 5.

С помощью, кожуха 5 сообщен вентилятор 6, выпускной патрубок которого соединен воэдуховодом 7 с впускными отверстиями а второго источника тепла. Его функции выполняет тяговый..электродвигатель 8. Таким обра- 25 зом, источники тепла в системе расположены последонательно. Патрубок 9 связывает источники тепла с отсеком

10 аккумуляторных батарей через поворотную заслонку 11. 30

Согласно первому варианту выполнения системы, патрубок 9 сообщается с кабиной 12 электромобиля. Кроме того, в этом патрубке установлены поворотная заслонка 13 и эжектор 14, З5 через которые он посредством патрубка 15 и заслонки 16 сообщается с атмосферой.

Согласно второму варианту выполнения системы, в заслонке ll установлен 4р перепускной клапан 17 одностороннего действия, а второй источник тепла посредством воздуховода 18 с заслонкой 19 связан с кабиной 12 электромобиля.

При низких температурах окружающего.воздуха (см. фир. 1, 2) заслонка 3 перекрывает отверстие б и воздух из кабины 12 водителя забирается вентилятором 6 через отверстие в и поступает в направляющий Кожух 5. Нагретый около тепловыделяющих элементов силового блока, то есть первого источника тепла, воздух подается вентилятором из полости кожуха в тяговый электродвигатель 8, то есть.55 второй источник тепла.

По первому варианту выполнения системы, нагретый от двух источников тепла воздух поступает в патру".бок 9. Так как заслонка 13 отключа- Q) ет эжектор, то нагретый воздух подается в кабину 12, причем часть воздуха через приоткрытую заслонку

11 отбирается для, вентиляции под давлением отсека 10 аккумуляторных батарей. Воздух из отсека 10 выходит в атмосферу через вентиляционные отверстия н его боковых крышках (на чертеже не показаны) . Интенсинность отопления кабины водителя и вентиляции отсека аккумуляторных батарей регулируется заслонками 3 и 11.

По второму варианту выполнения системы, часть воздуха, нагретого

or первого источника, через перепускной клапан 17 заслонки -11 по патрубку 9 поступает н отсек 10 акку муляторных батарей, откуда он выходит в атмосферу через вентиляционные отверстия н его боковых. крышках. Основной же поток воздуха, пройдя через второй йсточник тепла - тяговый электродвигатель 8 и дополнительно нагревшись, по воэдуховоду 18 поступает в кабину 12.

При работе системы н режиме вентиляции, в случае высоких температур окружающего воздуха (см. фиг ° 3, 4) заслонка 3 перекрывает отверстие в и наружный воздух через воздухоэаборники 1 посредством вентилятора 6 засасывается в отсек 4, откуда он.поступает в кожух 5 силового блока, то есть первого источника тепла. Далее нагретый от этого источника тепла воздух нагнетается вентилятором в воздуховод 7; откуда он поступает во второй источник тепла.

По первому варианту выполнения системы, весь поток воздуха поступает н патрубок 9, где заслонка 13 отклоняет поток воздуха в зжектор

14, в котором происходит.подсос воздуха иэ аккумуляторного отсека, тем самым осуществляется его вытяжная вентиляция. Из эжектора через открытую заслонку 16 воздух выходит н атмосферу.

По второму варианту выполнения системы, часть потока воздуха после первого источника тепла поступает в патрубок 9, откуда через перепускной клапан 17 в заслонке 11 поступает в отсек 10 аккумуляторных батарей.

Основной же поток воздуха, проходя через второй источник тепла и отобрав у него тепло, через заслонку 19 ныбрасывается в атмосферу.

При ускоренном заряде аккумулятор-, ных батарей, когда нагрев батарей и выделения паров кислоты наибольшие (cM. фиг. 5), заслонка 11 с закрытым клапаном 17 перекрывает доступ воздуха в тяговый электродвигатель 8 и весь поток воздуха направляется в отсек 10 аккумуляторных батарей, откуда выходит в атмосферу через вентиляционные отверстия в его боковых крышках. формула изобретения

1 ° Система..отопления и вентиляции

„«электромобиля, содержащая нозлухо686909 заборники, вентилятор, источники тепла, образованные силовым блоком пускарегулирующей аппаратуры и тяговым электродвигателем электромобиля, воздуховоды, отсек аккумуляторных батарей и поворотные заслонки, о т л иа ю щ а я с я тем, что,.с целью овыаения ее эффективности, источники крепла соединены между собой последовательно, вентилятор установлен между источниками тепла, отсек аккумуляторных батарей связан с источниками тепла патрубком, а одна из упомянутых поворотных заслонок установлена в этом патрубке.

2. Система по п. 1, о т л и ч a iom а я с я тем, что, с целью интенсификации вентиляции отсека аккуму12 ютяторных батарей, она снабжена эжектором, установленным в патрубке, причем последний сообщен с атмосферой.

3. Система по п. 1, о т л и ч а ю5 щ а я с я тем, что заслонка, размещенная в патрубке, снабжена перепускным клапаном.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1 ° Ставров. 0.A. Электромобили (зарубежные), М., ВИНИТИ. Итоги науки и техники. Автомобилестроение, 19 76 г т. 2, с. 98.

2. Хубаев Б.Г. Электромобили. М., НИИавтопромq Автомобилестроение, 1967, с. 40 (прототип). г

6 86909 по

Фиг.1

Составитель Г. Петрова

Техред С.Ж гай Корректор H.È õååâà

Редактор Т. Зубкова

Заказ 5616/l5 Тираж 804 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретении и открытий.

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул, Проектная, 4