Устройство для управления ступенчатой коробкой передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОЦ И -(:-АНИ Е изоьгкткния ""6869"

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 0806.77(21) 2494269/27-11 с присоединением заявки М— (23) Г1риоритет (51) М. Кл.2

В 60 К 41/06

Государственный ноинтет

СССР оо делам нзобретений н открытнй (53) УДК 629.113-585,1(088.8) Опубликовано 2509.79. 5крллетень Яо 35

Дата опубликования описания 2509.79 (72) ASTOpbl A A. Дмитриев, В . Ф. Зубков, В. П. Колочкин, ИЗОбрЕтЕИИя Н.Н. Петрухин и В.К. Семенов (71) Заявитель

Волгоградский политехнический институт (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СТУПЕНЧАТОЙ

KQPO5KOA ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, и предназначено для автоматического и полуавтоматического управления ступенчатыми коробками передач транспортных машин с дизельными двигателями.

Известно устройство для автоматического управления сцеплением для дизельных автомобилей (1). Это устройство обеспечивает выключение сцепления при переключении передач, а также автоматическую синхронизацию оборотов двигателя и входного вала коробки передач. При переключении передач рейка топливного насоса перемещается и число оборотов двигателя изменяется в зависимости от оборотов входного вала коробки передач.

При этом воздействие водителя на рейку топливного насоса блокируется.

Недостатком этого устройства является то, что увеличивается время переключения передач на величину, требующуюся для выключения сцепленйя перед выключением предыдущей передачи и для включения сцепления после включения последующей передачи, что приводит к увеличению потери скорости за время переключения передач и к снижению средней скорости движения транспортной машины.

Известна электрическая система автоматического управления сцеплением, в которой включение и выключение сцепления производится посредством электромагнитного привода f2).

Система содержит датчики оборотов входного и выходного валов сцепления, датчик, связанный с механизмом переключения передач, электромагнитные средства управления дополнительной воздушной заслонкой в карбюраторном двигателе автомобиля, логическую схему управления приводом воздушной заслонки. Переклочение передач производится с выравниванием оборотов входного и выходного валов выключенного сцепления двигателем, что равноценно выравниванию оборотов ведущих и ведомых элементов включаемой зубчатой муфты при включенном сцеплении.

Подобные устройства для переключения ступенчатых коробок передач автомобилей с дизелями имеют датчик, соединенный с педалью управления двигателем, электроуправляемый силовой элемент, соединенный с рычагом топ1ливного насоса, датчик обратной свя686911 зи и тормоз промежуточного вала коробки передач, Недостатком такого устройства являются, во.-первых, повышенная конструктивная сложность эа счет введения тормоза промежуточного цала ко- 5 робки передач, во-вторых, увеличение времени переключения эа счет выключения и включения сцепления.

Целью изобретения является повы-. шение надежности устройства. 10

Это достигается тем, что устройство для управления ступенчатой коробкой передач транспортного средства снабжено делителем напряжения и механизмом отсечки топлива, содержашим управляемый ограничитель мини15 мальных оборотов двигателя, выполненный в виде подпружиненного стопора силового элемента, соединенного с якорем соленоида, в цепь управления которого включен замыкающий контакт реле включения высших передач, и реле длительности отсечек топлива, управляюшая обмотка которого включена на выходе ключевой схемы, вход которой встречно подключен через 25 последовательно соединенные размыкающий контакт реле логической схемы, замыкающий контакт командного реле высших передач и делитель напряжения к цепям датчика оборотов, причем пос- ЗО ледовательно соединенные размыкающий контакт реле отсечки и замыкаюший контакт реле высших передач под- . ключены параллельно эамыкаюшему контакту реле логической схемы в цепь. 3$ датчика оборотов двигателя, эамыкаюший контакт реле отсечки подключен параллельно размыкаюшему контакту реле высащх передач в выходную цепь датчика обратной связи управления 4() двигателя, а второй раэмыкаюший контакт реле отсечки включен последовательно а контактом реле высших передач в цепь управления соленоида стопора, 45

Нв Фиг, 1 показана схема предлагаемого устройства,(для упрощения в схеме показаны только по одному реле высших и низших передач); на фиг. 2 циклогражы состояний реле и микропереключателей.. а) для переключения с низшей на высшую передачу, б) для переключения с высшей на низшую передачу на фиг. 3 - диаграмма перемещений рычага топливного насоса и переходной процесс двигателя при синхронизации а) для включения высшей передачи, б) для включения низшей передачи.

Датчик 1 соединен с педалью 2 управ- ления двигателем. Датчик обратной свя-60 зи 3 через. рычаг 4 топливного насоса 5 соединен со штоком 6 гидроцилиндра 7, к которому подключен гидроусилитель 8, управляеьый электромеханическим преобразователем 9 с электронньм 65 усилителем 10, Тахогенератор переменного тока 11 приводится от коленчатого вала дизеля 12 и подключен к выпрямительно- сглаживающему устройству 13.

Тахогенератор 14 приводится от выходного вала коробки передач 15 и подключен к выпрямительно-сглаживаюшему устройству 16, Выпрямители через согласуюшие сопротивления 17, 18 и 19 и подключены к логической схеме. Электрогидравлический механизм 20 переключения передач соединен с микропереклю» чателями 21 нейтрали с замыкаю,щими контактами 22 низшей передачи и размыкаюшими контактами 23 высшей передачи . На выходе управляюшей переключением пэредач электронной схемы

24 включены командное реле 25 низшей передачи с контактами 25.1-25,5 и командное реле 26 высшей передачи ,с контактами 26.1-26.9. В цепях управляющих обмоток командных реле установлены размыкаюшие контакты 23 конечных микропереключателей одноименных передач, отключающие командные реле. Контакт 26.1 реле включения высших передач установлен в командную цепь на механизм переключения для выключения низшей передачи, а контакт 25.1 установлен в такую же цепь для высшей передачи.

Контакты 25.2 и 26.2 предварительно готовят командные цепи на механизм переключения для включения соответствующих реле 25 и 26 передач.

Контакты 25.3 и 26..3 реле 25 и 26 отключают от входа усилителя 10 напряжение датчика 1 управления двигателем. При переключении иа низшую передачу до момента включения передачи (положение иейтрали . в коробке передач) на усилитель подается только напряжение датчика 3 обратной связи, что вызывает перемещение штока 6 в сторону уменьшения оборотов двигателя. Длительность выключения передачи определена временем сра.батывания электрогидроклапаиа механизма переключения передач и последующим перемешением штока гидроцилиндра на ход выключения передачи.

Эа это время обороты двигателя начинают уменьшаться, разгружая зубча,тую муфту в конце хода выключения, предыдушей передачи. Замыкаюшие кон такты 25.5 и 26.5 установлены в цепях согласующих сопротивлений техогенератора 14, а раэмыкаюший контакт 26.6 установлен в выходной цепи датчика 3 обратной связи. Реле 27 с контактами 27.1-27.3 является управляющим реле первого режима синхронизации (грубая синхронизация) при переключении с высшей на низшую передачу. Оно предназначено для того, чтобы на вход электронного усилите,ля 10 силового элемента при отключен ном контактом 25.3 датчике 1 и под686911 включенном контактами 26.3 и 26.6 датчике 3 обратной связи под".ть чеМ ,:рез согласующие сопротивление 18, замкнутый контакт 25. 5, замкнувший; ся контакт 27.2 напряжение тахогенератора 14. Обмотка управления реле 5 .27 подключена к сети постоянного тока через эамыкаюший контакт микропереключателя 21 нейтрали, последовательно с которым в параллельных цеях установлены замыкаюшие контакты 5.4 реле 25 и 26.4 реле 26, Параллельно с контактами 22 микропереключателя 21 нейтрали к обмотке управления. реле 27 подключена цепь самопитания с контактом 27.1, последовательно с которым стоят раэмыкаю-. шие контакты 22 и 23 микропереключателей. Такое включение управляющей обмотки реле 27 вызывает его срабатывание в момент полного включения предыдушей передачи, и цепь самопитания удерживает реле во включенном состоянии до полного включения после» дуюшей передачи. Контакты 27.3 реле

27 обеспечивают командные цепи выключения передач на механизм переключения передач . Реле 28 второго Режима синхронизации (точная синхонизация) с контактами 28.1-28.4 ключается при достижении в режиме рубой синхронизации заданной разности оборотов ведущих и ведомых элементов включаемых зубчатых муфт

l(A.M> на фиг. 3) . После срабатывания реле 28 .от усилителя 10 контак-! том 28.3 отключается датчик обратной 35 связи 3, а контактом 28.2 подключается тахогенератор 11. Далее синхронизация продолжается до согласования (h EOg фиг. 3) . Управляюшая обмотка реле 28 подключена к выходу ключа 29. 4{)

Ключ 29. подключен через две параллельные цепи, в одной из которых установлен эамыкаюший контакт 22 микропереключателя 21. нейтрали, а в другом последовательно включены 45 размыкаюшие контакты 23 и 22 микрокнопок высшей и низшей передач и замыкаюший контакт 28.1 самопитания реле 28 :к делителю напряжения на резисторах 30 и 31, включенному встреч- 50 но на выходные цепи выпрямителей 13 и 16 датчиков оборотов. Так как передачи переключаются беэ выключения сцепления, включение зубчатой муфты должно начаться с момента достижения согласования оборотов ее веду|аих и ведомых элементов (соэ ) . Для передачи команды на включение передачи установлено реле 32 с контактами 32.1 и 32.3. Оно включено аналогично реле

28 на выходе ключа 33, который та- {® кими же параллельными цепями, в одной из которых установлен контакт 32.1 самопитания, подключен к делителю на резисторах 34 и 35. Ключ 33 с помошью делителя напряжения на резисторах 34 65 и 35 настроен на допустимую резность оборотов h,с,ъ . Контакты реле 32.2 и 32.3 установлены в командных цепях на механизм переключения передач пос ледовательно с контактами 25.2 и 26.2 командных реле включения высших и низших передач.

14еханиэм отсечки топлива предназначен для прекрашения подачи, топлива в двигатель в случаях синхронизации ,оборотов зубчатых муфт при переключениях с низших на высшие передачи, так как в этих случаях требуется уменьшить скорость ведуших элементов.

Полное прекращение подачи топлива в двигатель приводит к более интенсивному уменьшению оборотов его коленчатого вала, чем частичное уменьшение подачи топлива (см. фиг. За), но требует своевременного возобновления подачи топлива для исключения остановки двигателя. Поэтому механизм отсэч;ки топлива состоит иэ двух основных узлов: управляемого ограничителя минимальных оборотов двигателя и реле длительности отсечки топлива. Ограничитель минимальных оборотов не позволяет уменьшить обороты двигателя ни:же допустимых при дистанционном управлении в случаях качаний педали акселератора при тряске машины и при синхронизации во втором режиме для переключения на высшую передачу, когда из-за инерционности двигателя силовой элемент способен вывести рычаг топливного насоса на нулевую подачу топлива. Ограничитель минимальных оборотов состоит иэ стопора 36, который пружиной 37 поджимается к оси рычага 4 топливного насоса, ограничивая за плечиками перемещение рычага влево, т.е. в сторону уменьшения оборотов двигателя. Стопор 36 соединен тягой с якорем 38 соленоида 39, в цепь управления которьм включен эамыкаюший контакт 26.7 реле включения высших передач.

Для своевременного возобновления подачи топлива в двигатель после полного прекращения подачи при уменьшении рассогласования оборотов ведущих и ведоыях элементов зубчатой муфты до значения Асора (см. фиг.3а),. введено реле 40 с контактами 40.1-

40.3 длительности отсечки топлива, управляющая обмотка которого включена на. выходе ключевой схемы 41, вход которой встречно подключен через последовательно соединенный размыкающий контакт 28.4 реле второго режима синхронизации н замыкающий контакт 26.8 реле высших передач и делитель напряжения на резисторах 42 и 43 к цепям датчиков оборотов. Размыкающий контакт 40.1 реле длительности отсечки топлива последовательно с замыкающим контактом 26.9 реле высших передач

686911

45 включен параллельно замыкающему кон такту 28.2 реле второго режима синхронизации в цепь тахогенератора дви:гателя, а замыкающий контакт 40.2 включен параллельно размыкающему контакту 26.6 в цепь датчика обратной связи. Размыкающий контакт 40.3 реле длительности отсечки установлен

:в цепь управления соленоидом 39 с целью освобождения стопора для предотвращения вывода рычага топливного насоса гидроцилиндром за пределы ми нимальных оборотов двигателя во в-.ором режиме синхронизации.

Датчики 1 и 3 выполнены одинаковыми. Они имеют кулачки 44, к кото.рым пружинами 45 прижимаются подвижные сердечники трансформаторных элементов 46, имеющих первичные обмотки 47, включенные к генераторам переменного тока 48, и вторичные обмотки 49, включенные на выпрямители 50.

Для наглядного представления о .последовательности работы элементов устройства на Фиг. 2, а дана циклограмма состояний реле и микропереключателей при переключении на выс- 25 шую передачу, а на Фиг. 2, б - циклограмма переключения на низшую передачу. Заштрихованные области - это периоды времени срабатывания реле и замыкания контактов микропереключа" ЗО телей. По оси абсцисс tz - момент времени срабатывания командных реле,-, т.е. начала переключения передач, t - интервал времени выключения зубчатой муфты предыдущей передачи, 1 » момент срабатывания реле

49, t>-. t4 « «время предварительной

,синхронизации, t< t< - время оконча,тельной синхронизации, t — момент, времени достижения дЬпустимой точ,,ности синхронизации (момент выдачи команды на включение последующей передачи), t<-. t+ — интервал времени включения последующей предечи, момент окончания переключения.

Работа устройства при переключении с низшей на высшую передачу. От электронной схемы 24 подается питание на управляющую обмотку реле 26.

Реле 26 включается, замыкает контак. том 26.1 электрическую цепь выключения низшей передачи. Замыкается контакт 26.2 командной цепи включения. высшей передачи. Размыкается контакт

26.3, отключая от усилителя 10 датчик 1, и замыкается контакт 26.5, подключая к усилителю 10 через согласующее сопротивление 19 напряжение,тахогенератора 14 выходного вала короб ки передач 15. Контактом 26.6 отключается от усилителя 10 цепь датчи- М ка обратной связи 3, а контактом 26,9 через контакт 40.1 подключается нап1ряжение тахогенератора 11 двигателя 12.

4(онтактом 26.7 замыкается цепь управаения соленоида 39. Якорь 38 соле- 65 ноида втягивается, сжимая пружину 37, и стопор 36 освобождает рычаг 4 топливного насоса 5. Так как переключение на высшую передачу происходит после разгона на низшей передаче до максимальной скорости, рычаг 4 топливного насоса в начальный момент занимает положение максимальной подачи топлива в двигатель. Контактом 26.8 замыкается цепь питания ключа 41 реле.

Дальнейшая работа устройства представлена на диаграмме Фиг, За. Так как на вход усилителя 10 подается сигнал большого рассогласования оборотов Ьсо, который соответствует разнице в оборотах двигателя после раз-; гона на предыдущей передаче со „ и скорости двигателя и 4, требующейся для включения высшей передачи, с выхода усилителя 10 подается на электромеханический преобразователь 9 большой сигнал, вызывающий полное открытйе золотника гидроусилителя 8 и перемещение штока 6 гидроцилиндра 7 влево с максимально возможной скоростью до упора штоком в цилиндр, что.соответствует нулевой подаче топлива (положение рычага h = О) . С уменьшением подачи топлива обороты двигателя снижаются. Так как одновременно выключается низшая передача, а выключение

;ее требует некоторого времени, то . .заканчивается выключение при пони,:зившихся оборотах двигателя, т.е.

1эубчатая муфта разгружена. В начале аключения передачи заьжкаются конакты 22 конечного микровыключателя иэшей передачи. -При нейтрали коробке передач замыкаются все замыкающие контакты микровыключатепя 21 ™нейтрали . При этом через контакт 26.4 и контакты микровыключателя замыкается цепь питания управляющей обмотки реле 27. Реле срабатывает контактом 27.1, устанавливается на самопитание через размыкающие контакты 23 и 22, а контактом 27.3 подключает цепь управления выключением низшей передачи. Контакт 27.2 замыкается, но разомкнут контакт 25.5. Рычаг топливного насоса стоит на нулевой подаче топлива.

Двигатель под действием сил трения и под противодействием вращению сжимаемых в цилиндрах газов резко уменьШает обороты до разности ha)q, на .которую настроен делитель напряже:ния на резисторах 42 и 43 ключа 41.

Ключ 41 и реле 40 срабатывают. Размыкается контакт 40.1, отключая от усилителя 10 напряжение тахогенератора ll, замыкается контакт 40.2, подключая к усилителю напряжения датчика обратной связи 3, и размыкается контакт 40.3, освобождая стопор 36. Так как рычаг 4 топливного насоса стоит..в положении нулевой полачи топлива, а его положение должно

686911

Соответствовать оборотам двигателя

М>, выходной сигнал с усилителя меняет знак, и шток 6 гидроциJiHH B выводит рычаг 4 вправо, в IIoложение, соответствующее подаче

1вплива при (0 18 С началом подачи 5 топлива начинаются рабочие циклы в цилиндрах двигателя. Так как порции топлива возрастают по мере перемещения рычага 4 постепенно, то процесс запуска двигателя не сопровождается перегрузками на его детапи. С этого момента скорость согласования уменьшается. Но двигатель уже достигает екоторой существенно меньшей, чем ервоначальная (Ь Ю ) разности оборотов (Q сд, ). Так при одном и том же положений рычага 4 обороты двигателя колеблются с момента достнжения разности, на которую настроен делитель на резисторах 30 и 31, срабатывают ключ 29 и репе 28. При этом контактом 28.1 замыкается цепь сэмопитания ключа, контактом 28.3 от усилителя 10 отключается цепь датчика 3, а контактом 28.? к усилителю

10 подключается цепь тахогенератора

1l. Согласование оборотов продолжается до разности АЗ, допустимой для включения зубчатой муфты высшей передачи, но стопор уже не позволяет выводить рычаг топливного насоса за 30 положение минимальных оборотов. На разность Ьсоз -настроен делитель на резисторах. 34 и 35 ключа 33 реле 32.

Срабатывая, реле 32 контактом 32.2 включает цепь управления включением 35 . высшей передачи, а контактом 32.1 ставит ключ 33 на самопитание. Пунктирными линиями показан переходный процесс синхронизации оборотов без отключения подачи топлива, т.е. ры- щ() чаг топливного насоса устанавливается в положение. соответствующее требующимся оборотам двигателя. В этом случае длительность переходного процесса синхронизации больше на величи- 45

Р ну времени t - t . В момент полного включения высшей передачи размыкаются все раэмыкающие контакты конечного микропереключателя 23 высшей передачи. При этом отключаются все реле. Контакт 26.5 отключает от ус»лнтеля 10 цепь питания тахогенератора 14, а контакт 26.3 подключает к усилителю цепь датчика 1 управления двигателем. Контактом 28.2 отключается от усилителя цепь тахогенератора 11, а контактами 28.3 и 26.6 подключается к усилителю 10 цепь датчика 3 обратной связи. Но так как положение педали акселератора (она, как правило, полностью нажата водите. 60 лем) не соответствует. положению датчика 3 обратной связи, то происходит перемещение рычага 3 вправо на уве,личение подачи топлива, а двигатель под нагрузкой плавно переходит 65 на соответсгвующую характеристику.

Переключение на ниэшую передачу иллюстрирует диаграмма фиг. 3 б. Срабатывает. реле 25 включения ниэшей передачи, замыкая контактом 25.1 цепь управления выключением высшей передачи. От усилителя 10 контактом 25.3 отключается цепь датчика 1. Контакт

25.5 эаьжкается, но контакт 27.2 разомкнут, поэтому сигнал от тахогенератора 14 на усилитель 10 не подается, а к усилителю подключен только датчик 3 через контакты 28.3 и 26.6.

Под действием сигнала датчика 3 усилитель 10 вырабатывает сигнал на уменьшенче подачи топлива. Обороты двигателя несколько снижаются и высшая передача выключается беэ нагруз.ки на зубчатой муфте. В нейтралн срабатывает реле 27, контактом 27,2 подключая к усилителю 10 напряжение тахогенератора 14 через согласующее сопротивление 18, Рычаг 4 быстро перемещается штоком б гидроцилиндра 7 в положение подачи топлива, соответствующее оборотам со z . Двигатель разгоняется. При разности оборотов, h.ж зубчатой муфты низшей передачи срабатывает реле 28, отключая от усилителя коитактом 28.3 датчик обратной связи 3 и подключая контак,том 28.2 цепь тахогенератора 11. При ,разности оборотов Ьаь включается реле 32, замыкая контактом 32.2 цепь управления включением низшей переда, ÷è механизма 20 переключения. Оборо. ты двигателя подцерживаются в преде,лах допустимой разности b . Полное включение низшей передачи сопровож дается выключением всех постоянно

Ь

1 замкнутых контактов 22 конечного микропереключателя 21. низшей передачи и выключением всех реле. От усилителя 10 отсоединяется контактами 25.5 и 27.2 цепь тахогенератора 14, а контактом 25.3 подключается цепь датчи,ка 1, контактси 28.2 отключается

:цепь тахогенератора 21 и контактом !

28.3 подключается цепь датчика обрат:ной связи 3. Но так как педаль 2 акселератора стоит в положении малого газа, а рычаг 4 установлен в положение больших оборотов, то усилитель 10 вырабатывает сигнал на перемещение рычага 4 в сторону умечьше,ния оборотов. Двигатель под нагрузкой плавно замедляется.

Предлагаемое устройство для пере ключения ступенчатых коробок передач имеет по сравнению с ранее известными более простую конструкцию, так как введенный механизм отсечки топлива не требует изменений конструкции двигателя и трансмиссии, а выполнен в виде навесного оборудования малой мощности, что значительно расширяет

1воэможности применения устройства.

686911

12 (одновременно при переключениях с низших на высшие передачи без выключения сцепления обеспечивается снижение времени переключения за счет того, что механизм отсечки топлива кратковременно оключает подачу топлива в двигатель при синхронизации оборотов ведущих и ведомых элементов зубчатых муфт, чем ускоряется снижение оборотов двигателя. Включение передач производится при достижении достаточной степени выравнивания оборотов, что снижает динамические нагрузки на двигатель и трансмиссию, сопровождавшие резкие включения сцепления при обычном способе переключений и значительных рассогласованиях оборотов. При переключениях с низших на высшие передачи переод двигателя с режима переключения (режим малой мощности) на транспортный режим (режим большой потребной 20 мошности) осуществляется достаточно плавно автоматическим переводом рычага топливного насоса из конечного положения при синхронизации в положение, соответствующее, положению педа-. 25 ли управления двигателем. Конструкция. устройства основана на принципе замены исполнительных элементов высокой пропускной мощности управляющими элементами малой мощности, что су- Зр шественно повышает надежность устройства.

Формула изобретения

Устройство для управления ступенчатой коробкой передач транспортного средства, содержащее датчик оборотов двигателя, соединенный с педалью управления двигателем, датчик обратной связи, электроуправляемий;силовой. элемент, соединенный с рычагом топливйого насоса двигателя, датчики оборотов, подллюченные к логической схеме управления механизмом переключения передач с реле включения высших и низших передач, имеющих.размыкаюшие и замыкающие контакты., о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения его надежности, оно снабжено делителем напряжения и механизмом отсечки топлива, содержащим уп.равляемый ограничитель минимальных оборотов двигателя, выполненный в виде подпружиненного стопора силово го элемента, соединенного с якорем соленоида, в цепь управления которого включен замыкаюший контакт реле включения высших передач, и реле длительности отсечек топлива, управляющая обмотка которого включена на выходе ключевой схема, вход которой встречно подключен .через последовательно соединенные. размыкающий контакт реле логической схемы, замыкающий контакт командного реле высших передач и делитель напряжения к цепям датчиков оборотов, причем последовательно соединенные размыкающий контакт, реле отсечки и замыкающий контакт реле высших передач подключены параллельно замыкающему контакту реле логической схемы в цепь датчика оборотов двигателя, замыкающий контакт реле отсечки подключен параллельно размыкаюшему контакту реле высших передач в выходную цепь датчика обратной связи у1 равления двигателя, а второй размыкаюший контакт реле отсечки включен последовательно с контактом реле высших передач управления. соленоида стопора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции В 1408891, кл. В 62 d, F 06 h, опублик. 1965 °

2. Патент Японии,9 49-40487., кл.80 Д 02, опублик. 1974.(прототип).

686911

Ф Фр

Фиг.Р

Составитель П. Бирюков

Редактор Н. Козлова Техред M,Ïåòêo Корректор И,Шароши

Заказ 5616/15 Тираж 804 Подписное цНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4