Раскрывающийся руль

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СССР

Ж 68723

ОПИСАН ИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зарегистриаавано в Бюро изобретений Госюиана СССР! г

l

I !

Н. К. Кочетов, П. П. Никулин, Н. И. Шлыков

Раскрывающийся руль

Заявлено "4 апре я 1945 года в Народный комиссариат судостроительной промышленности

СССР за Ме 45/19 (33778б) Опуоликовано 30 июня 1947 года

Изобретение касается раскрывающегося руля, обеспечивающего реверсирование хода судна при неизменном направлении вращения вала движителя за счет изменения направления, отбрасываемого движителем реактивного потока.

В описываемой конструкции носовая часть руля состоит из двух закрылков, вращающихся на шарнирах, расположенных на поверхности руля параллельно баллеру последнего и придающих носовой части руля в закрытом положении обтекаемую форму.

На фиг. 1 изображена схема руля с открытыми закрылками; на фиг. 2— механизм для управления закрылками; на фиг. 3 — соединение руля и закрылков с органами управлений и на фиг, 4 — общий вид рулевого привода в разрезе.

Руль 1 согласно изобретению имеет обтекаемую форму (фиг. 1). Для получения заднего хода судна лобовая часть руля раскрывается на две части, имеющие вид закрылков 2. Это раскрытие осуществляется при помощи шарнирного механизма (фиг. 2), состоящего из кривошипа, сидящего на валу 3, проходящего внутри труб-, чатого баллера 4 руля (фиг. 3) и соединенного тягой с закрылками. Для уменьшения сопротивления руля при заднем ходе добавлены два обтекателя 5. Каждый обтекатель одним краем шарнирно соединен с закрылком 2, а другим — с ползуном, скользящим в направляющих угольниках, поставленных на боковом листе пера руля. Эти обтекатели одновременно служат и упорами для закрылков в раскрытом положении. Для уменьшения завихрений потока воды, идущего от винта б, при раскрытых закрылках служит обтекатель 7, соединенный с одной стороны с баллером руля и с другой с боковыми листами пера руля. Для прохода кривошипа и тяги механизма раскрытия крыльев, в обтекателе делается прорезь (фиг. 3).

Поток воды от винта при переднем ходе судна помогает раскрытию крыльев. При заднем ходе встречный поток помогает закрытию крыльев.

Валлер 4 руля и вал 3 шарнирного механизма имеют два отдельных румпеля, соединенных каждый своей са405 № 68723 мостоятельной штуртросной проводкой с рулевой машиной.

Рулевая машина (фиг. 4) состоит из двух барабанов, одного 8 — для тросов поворота руля, а другого

9 — для тросов раскрытия крыльев.

Барабан 9 скользящей шпонкой соединен с втулкой 71, которая, имея возможность перемещаться вдоль валика 12, при помощи своих зубцов 13 зацепляется с барабаном 8 поворота руля, имеющего на своей торцовой части такие же зубцы, KBK и у втулки.

Выключение втулки 71 из зацепления с барабаном 8 осуществляется при помощи системы рычага И, управляемого ножной педалью 1б, сблокированной с педалью сцепления мотора.

Для раскрытия закрылков необходимо нажать на педаль 7б, благодаря чему получится расцепление зубьев 13 и зацепление зубьев 75 рычага 74 с зубьями, расположенными на барабане 8, отчего последний стопорится, а барабан 9 получает возможность с помощью штурвала 70 вращаться, наматывая штурФиг. 1 трос закрылков. Таким образом, одним и тем же штурвалом производится как поворот руля, так и управление закрылками.

Предмет изобретени;:

1. Раскрывающийся руль, обеспечивающий реверсирование при неизменном направлении вращения вала движителя, отличающийся тем, что носовая часть руля состоит из двух закрылков, вращающихся на шарнирах, расположенных на поверхности руля параллельно баллеру последнего и придающих носовой части руля в закрытом положении обтекаемую форму.

2. Форма выполнения руля по и. 1, отличающаяся тем, что закрылки на некотором расстоянии от оси шарниров шарнирно же связаны посредством тяг с передней стороны с кривошипом, укрепленным на баллере, а с задней стороны — c ползунами, помещенными в направляющих, расположенных на боковых поверхностях руля.

Фиг.2