Устройство для автоматического контроля работоспособности клапанов турбины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Автор" нзобретеимя
B. Ю. Рохленко
Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени производственное объединение турбостроения
Харьковский турбинный завод им. С. М. Кирова (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ КЛА ПАНОВ ТУРБИНЫ
Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контконтроле работоспособности элементов систем регулирования и зашиты паровых турбин.
Известны устройства для автомати3 ческого контроля работоспособности кла панов турбины., содержащие датчики входных и выходных сигналов поршневых сервомоторов (1). По отклонению экспери!
О ментальных зависимостей между входными и выходными сигналами от штатных судят о степени работоспособности сервомоторов. При этом используются режимы частичного расхаживания, что ограничи
15 веет .возможности контроля.
Наиболее близкое к предлагаемому йзобретению устройство для автоматичес кого контроля работоспособности клапанов турбины содержит блокирующие реле, к входам которых подключены датчики попо« женин поршневых сервомоторов и датчики входных сигналов этих сервомоторов, а к выходам » дистанционные указате2 ли $ 2). При возникновении недопустимого рассогласования между входными и выходными сигналами блокирующие реле подают сигналы на дистанционные указатели
Недостатком такого устройства следует считать несколько ограниченный диапазон работы, так как использование в качестве датчиков входных сигналов датчиков положения золотников сервомоторов не позволяет контролировать стопорные клапаны, не обеспечивает работы устройства при выходе сервомоторов на упоры, а также в произвольных точ ках по ходу сервомоторов.
Цель изобретения - расширение диапазона работы.
Для этого в устройство введены датчики давления под поршнями серврмотсоров, служащие датчиками входных сигна лов.
На чертеже представлена схема устройств а. пана при расхаживонии и тем самым получает информацию о неисправности.
При полном расхаживании клапана или при остановке турбины наряду с отключением указателя 8 включается указатель 9. В случае неисправности давление под поршнем 5 в процессе движения клапана уменьшается ниже заданного. При этом реле 7 разрывает цепь
10 между датчиком 3 и указателем 9, и последний не включается при достижении клапаном упора. В результате оператор не фиксирует закрытие клапана и тем самым получает информацию о неисправност и, После полного закрытия клапана> если реле не вступили в работу, датчик
3 нажат, указатель 9 показывает, что клапан на нижнем упоре. В случае снижения давления, измеряемого датчиком
4, до уровня ниже заданного, реле 7 отключает указатель 9, информируя оператора об уменьшении перестановочной силы, действующей на закрытие клапана..
Таким образом, предлагаемое устройство, используя эксплуатационные режимы поддержания нагрузки, частичного и полного расхаживания клапанов и остановки, информирует оператора о сни30 женин действующих и расцолагаемых перестановочных сил в широком диапазоне работы. Тем самым можно повысить коэффициент использования мощности турбины и одновременно умень35 шить зону обслуживания оператора.
Устройство для автоматического контроля работоспособности клапанов турбины, содержащее блокирующие реле, к входам которых подключены датчики положения поршневых сервомоторов и датчики вход» ных сигналов этих сервомоторов; а к выходам - дистанционные указатели, о т личающвеся тем,что,сцелью расширения диапазона работы, в устройство введены датчики давления под поршнями сервомоторов, служащие датчиками входных сигналов.
Источники информации, принятые во
SS внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР.
¹ 394570, кл. У 01P 17/ОО, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР
¹ 536333, an. Г 013 17/26, 1975.
3 687246
Оно содержит поршневой сервомотор 1 (условно показан привод только одного клапана), снабженный датчиками
2 и Э крайних положений, датчик 4 давления рабочей жидкости под поршнем 5 сервомотора 1, блокирующие реле 6 и
7 и дистанционные указатели 8 и 9.
Для работы сервомотора 1 предусмотрены управляющий элемент 10 и насос 11.
Сервомотор перемещает клапан 12.
Датчики 2 и 3 положения представляют собой конечные выключатели, которые установлены на корпусе сервомотора и замыкают соответствующие цепи при нажатии на датчик. Дистанционные указатели 8 и 9, например лампочки нв оперативном щите, сигнализируют î сос» тоянии датчиков 2 и 3. Датчик 4 формирует сигнал, пропорциональный давлению под поршнем 5. Блокирующие реле 6 и
7 снабжены бленкерами с принудительным взведением. В зависимости от величины сигнала датчика 4 реле 6 и 7 пропускают или не пропускают команды от датчиков 2 и 3 на указатели 8 и 9.
При работе турбины с открытым клапаном датчик 2 нажат, датчик 3 отцу» щен, указатель 8 показывает, что клапан находится на верхнем упоре, а указатель 9 показывает, что клапан не находится на нижнем упоре. В случае снижения давления, измеряемого датчиком
4, ниже заданной величины блокирующее реле 6 отключает указатель 8, информируя оператора об уменьшении перестановочной силы, действующей на открытие клапана.
При частичном расхаживании клапана оператор управляющим элементом 10
40 снижает давление под поршнем 5 сервомотора. При исг.равном состоянии клапана я его привода страгивание клапана и срабатывание датчика 2 происходит при давлении под поршнем 5 выше заданно4э го. B этом случае блокирующее реле 6 не препятствует связи датчика 2 с указателем 8, и последний показывает, что клапан сдвинулся с верхнего упора. Если же клапан или его привод неиспра50 вен (возникновение нечувствительности, поломка пружин и т. д.), давление, измеряемое датчиком 4, опускается ниже заданного еще до страгивания клапана. При этом блокирующее реле 6 сохраняет включенное состояние указателя
8 и после страгивания клапана с упора и срабатывания датчика 4. В результате оператор не фиксирует движения клаФормула изобретения
687246
Составитель А. Калашников
Редактор Л. фебенникова Текред 3. фанта Корректор Е. Лукач
Заказ 5699/34 Тираж BO7 . Подписное
QHHHIlH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва, Ж35, Раушская иаб» д. 4/5 филиал ППП «Патент, г. Ужгород, ул. Гфюектная, 4