Стенд для диагностирования систем и механизмов автомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Авторы изобретения

А. П. Болдин, А. Н. Куприянов и А. М. Филиппов (7I) Заявитель

Московский автомобильно-дорожный институт (54) СТЕНД ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СИСТЕМ

И МЕХАНИЗМОВ АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к технической диагностике автомобилей, преимущественно к стационарным диагностическим средствам и может быть использовано для диагностирования систем и механизмов

5 карбюраторных и дизельных автомобилей.

Известные стенды предназначены для диагностирования систем и механизмов автомобиля и содержит электрически связанные между собой электронно-лучевую трубку с блоками преобразования сигналов системы зажигания и вибрации двигателя.

Из известных стендов наиболее бли ким по технической сущности является анализатор автомобильного двигателя, со держащий электрически связанные между собой электроннолучевую трубку со схемой развертки, тахометр, генератор временных импульсов, стробоскопическую лампу, датчик цепи низкого напряжения датчика вибрации двигателя и усилитель вибросигналов.

Однако этот стенд не позволяет диагностировать трансмиссию автомобиля, агрегаты, связанные с двигателем, а также системы и механизмы автомобилей с дизельным двигателем.

Белью изобретения является расширение диапазона диагностирования систем и механизмов двигателя и трансмиссии карбюраторных и дизельных автомобилей.

Это достигается тем, что в стенд введены блоки частотной и фазовременной селекции вибросигнала, включенные между усилителем вибросигнала и переключателем входа блока вертикального отклонения датчик напряжения системы зажигания, датчик напряжения генератора и реле-регулятора, датчик и усилитель сигнала давления, включенные на переключ тель входов блока вертикального отклонения, блок задержки сннхронизируюших импульсов и блок делителя частот синхронизируюших импульсов, включенные между датчиком синхронизируюших импульсов и переключателем входа блока горидля диагностирования электрооборудования автомобиля.

Стенд работает следующим образом.

На вход блока вертикального отклонения 2 через переключатель ьходов 4 подаются исследуемые сигналы с датчиков вибрации 5, 6, 7, давления 13 и напряжения тока первичной, вторичной цепи или реле-регулятора 17. Блок горизонталь>0 ной развертки осуществляет развертывание сигналов синхронно с работой двигателя DT датчика синхрониэирующих импульсов 21 (поспедовательно все цилиндры по порядку работы) или от датчика ни

15 кого напряжения 15 (наложение осциллограмм всех цилиндров).

Оценка состояния диагностируемых агрегатов, систем и механизмов делается методом сравнительного анализа в соот

20 ветствии с известными характеристиками, возникающими при определенных неисправностях в работе автомобиля.

Стенд позволяет производить диагностирование системы зажигания и электрооборудования известными методами, а также работы автоматов опережения зажигания.

При диагностировании механизмов двигателя по параметрам вибрации сигнал с датчика вибрации 5 через переключа тель 8, усилитель вибросигнапа 9 поступает на блок частотной селекции 10. В блоке частотной селекции вибросигнал

\ пропускается через выбранный полосовой

35 фильтр, который выделяет полосу спектра сигнала А, несущую наибольшую информ цию о работе диагностируемого механи ма при достаточно низком уровне помех.

Выделенная полоса спектра вибросигнала через переключатель 11 в положении

"строб" и переключатель входов 4 подается на вход блока вертикального отклонения 2 и далее поступает на пластину вертикального отклонения трубки 1.

Для удобства определения на осциллот рамме участков вибросигнала диагностио- руемых сопряжений (например, виброимпульс посадки клапана) вибросигнал через

50 переключатель 11 подается на блок 12, который обеспечивает прохождение вибрс сигнала В в регулируемые промежутки времени Е {см. фиг. 2) с регулируемой задержкой по фазе Cg относительно им55 пульсов С с датчика низкого напряжения

15. Синхронизация блока горизонтальной развертки 3 осуществляется от импупь сов Е с датчика 21 синхроннэируюших импульсов.

3 68 зонтальной развертки электронно-лучевой трубки.

На фиг. 1 показана блок-схема стенда для диагностирования систем и механизмов автомобиля; на фнг. 2 - диаграммы работы стенда.

Стенд бля диагностирования систем и механизмов автомобилей представляет собой .установленные в одном корпусе и электрически связанные между собой электроннолучевую трубку 1 с блоком вертикального отклонения 2 и блоком горизонтальной развертки 3, представляющим собой генератор пилообразного напряжения, работающий в ждущем режиме.

Переключателем. входов блока вертикального отклонения 4 осуществляется коммутация исследуемых сигналов с датчиков вибр шии 5, 6, 7, выбираемых переключателем 8, усиленных усилителем вибросигнала 9, прошедших частотную селекцию в блоке частотной селекции

lO и в зависимости от положения переключателя 11 прошедших или непрошедших частотно-временную селекцию в блоке 12; датчиков давления 13, усиленных усилителем сигнала давления 1 4; дат чика низкого напряжения 15; датчика высокого напряжения 16 и реле-регулятора

17, предназначенных дпя диагностирования систем и механизмов автомобиля.

Переключателем входов блока горизонтальной развертки 18 осуществляется выбор режима синхронизации блока развертки 3 от датчика 15 импульсами С; от блока делителя частоты 19 импульсами

Q, работающего в зависимости от положения переключателя 20 от датчика синхронизирующих импульсов 21 или от датчика 15; от датчика синхронизирующих импульсов 21 непосредственно импульсами

Е; от блока задержки синхронизируюших импульсов 22 импульсами F.

К блоку задержки 22 подключены стр боскопическая лампа 23 и прибор 24, показывающий величину задержки синхр иизируюших импульсов в градусах угла и ворота коленчатого вала двигателя.

Блок тахометра 25 с прибором 26, показывающим обороты коленчатого вала двигателя в минуту, работает от имнульсов с датчика синхронизируюших импульсов 2Х

В стенд включен вольтметр 27, вклю ченный к датчику напряжения генератора и реле-регулятора 17, и амперметр 28 с датчиком-шунтом 29, предназначенные

7 360 4

687

При диагностировании дизельного двигателя переключателем 4 на вход блока

2 подается усиленный сигнал с датчика

l3 и выделенная блоком частотной селекции 10 полоса спектра сигнала А, 5 поступающая через переключатель 11, который в этом случае переключен в поло» жение "без строба .

На блок частотной селекции 0 сит нал поступает с датчика вибрации 5 че- 1О рез переключатель и усилитель вибросит нала 9.

Синхронизация блока горизонтальной развертки 3 осуществляется от датчика

21 через блок задержки 22, импульсами 1!

Р так, что запуск блока развертки 3 электронно-лучевой трубки и вспышки лампы

23 происходят одновременно через регулируемый промежуток времени. Регулируя величину задержки Ч (см. фиг. 2), 20 исследуемый участок осциллограмм пе ремещается в начало развертки для оценки фазы относительно синхронизирующего импульса Е по показывающему прибору

24 в градусах угла поворота коленчатого вала или относительно меток на двигателе, освещаемых лампой 23.

При диагностировании трансмиссии автомобиля сигнал с датчика вибрации 5 Ко робки перемены передач или сдатчика ви6 рации 6 заднего моста через переключатель

8, усилитель вибросигнала 9 подается на блок частотной селекции 10. В блоке час тотной селекции выбранный полосовой фильтр выделяет полосу спектра вибросит нала А со средней частотой, равной частоте вынужденных пересопряжений зубчатого колеса или подшипника диагностируемого агрегата. Выделенная полоса спектра вибросигнала через переключатель 1 1 и переключатель входов 4 подается на вход блока 2 и далее поступает на пластины вертикального отклонения трубки 1.

Синхронизация блока горизонтальной ра-- 45 вертки в. этом случае осуществляется импульсами Д с частотой, соответствующей периоду времени, за который все зубья или тела качения диагностируемого агрегата имели не менее одного соударения.

Синхронизация осуществляется от импуль сов С с датчика низкого напряжения 15, поступающих через переключатель 20 на блок делителя частоты синхронизируюших импульсов 19. В блоке делителя частоты

19 подбирается коэффициент деления синя ронизирующих импульсов С, позволяющий получить период запуска блока горизо

360 6 тальной развертки, равный или близкий к передаточному числу диагностируемого агрегата.

При диагностировании трансмиссии дизельного автомобиля синхронизация осуществляется от импульсов с датчика синхронизирующих импульсов 21 импульсами

Е.

Использование стенда для диагностирования автомобилей с карбюраторным или. дизельным двигателем позволяет увели-.чить количеСтво диагностической инфор.мации, снимаемой одним стендом, и сократить время и трудоемкость диагностирования за счет комплексного использования легкосъемных датчиков блоков преоб» раэования и электронно-лучевой трубки.

Стенд может быть использован на линиях и постах технического обслуживания автомобилей различных марок и модификаций как с карбюраторным, так и с дизельным двигателем.

Формула изобретения

Стенд для диагностирования систем и механизмов автомобиля, содержащий установленные в одном корпусе и электрически связанные между собой зпектронно-лу1 чевую трубку с блоками вертикального отклонения и горизонтальной развертки, тахометр, стробоскоп, датчики системы зажигания, датчик и усилитель вибросигнала для диагностирования карбюраторногоавтомобиля, отличающийс я тем, что, с целью расширения диапазона диагностирования систем и механизмов двигателя и трансмиссии карбюраторных и дизельных автомобилей, в стенд введены блоки частотной и фазовременной селекции виброснгнала, которые включены между усилителем вибросигнала и переключателем входа блока вертикального отклонения, датчик напряжения системы зажигания, датчик напряжения генератора и реле-регулятора, датчик и усилитель сигнала давления,, включенные на переключатель входов блока вертикального отклонения, блок задержки и блок делителя частоты синхронизирующих импульсов, которые включены между датчиком аинхронизнруюших импульсов и переключателем входе блока горизонтальной развертки электронно-лучевой трубки.

687 360

Составитель П. Бирюков

Редактор H. Козлова Техред 3. Фанта Корректор Ю™каренко

Заказ 5724/40 Тираж 1090 П одпис ное

JJHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4