Способ неприрывной прокатки и стандля его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социвлистическик
Республик
< >687668
?
Г (61) Дополнительное к.авт. свид-ву (22)Заявлено 15.11 76 (21) 2416651/22-02 с присоединением заявки .% (23) Приоритет (5I)M. Кл.В 21 В 1/22
Госудерстееиный комитет
СССР
Опубликовано 30.06.81. Бюллетень М 24
Ilo делам изобретеиий и открытий (53) УДК 621.771. .237(088.8) Дата опубликования описания 1О. 07.81 (72) Авторы изобретения
В.Н.Выдрин, Л.М.Агеев и А.П.Пелленен
Челябинский политехнический институт им. Ленинского
Комсомола (7l) Заявитель (54) СПОСОБ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОКАТКИ И СТАН
ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Изобретение относится к области производства металлических полос путем прокатки и может быть использовано на предприятиях, производящих такую продукцию.
Известен способ прокатки металлических полос и стан для его реализации 1).
Известный способ заключается в том, что процесс ведут по меньшей мере между тремя рабочими валками, последовательно контактирующими между собой через полосу, средний из которых образует с соседними крайними рабочими валками два очага деформации. Ось среднего рабочего валка, который является холостым и плавающим, смещена относительно плоскости, проходящей через оси упомянутых крайних рабочих валков.
Скорости рабочих валков возрастают по ходу прокатки, причем смежные рабочие валки получают вращение в разном направлении. Полоса огибает крайний рабочий валок, подается в первый очаг деформации, образованный крайним и средним валками, огибает средний валок и попадает во второй очаг деформации, образованный средним и другим крайним валками, затем огибает крайний валок и поступает на моталку. Нри этом расстояние между сечением выхода из первого очага деформации и сечением входа во второй очаг деформации по направлению дуги окружности среднего рабочего валка, охватываемой полосой, всегда больше половины всей длины его -окружности (угол охвата среднего рабочего валка полосой всегда больше 180 ).
Известный способ прокатки и стан для его реализации имеют следующие недостатки.
Давление в очагах деформации определяется величиной натяжения полосы.
В связи с ограниченной прочностью полосы на растяжение, это давление, а следовательно и деформация полосы
687668 з (вытяжка), при применении плавающего рабочего валка, также ограничены.
Основным условием эффективности известных способов прокатки и станов для реализации является применение среднего рабочего валка малого диаметра, поэтому применение нажимного устройства для увеличения давления в этих случаях практически невозможно из-за большого изгиба упомянутого валка и появления неплоскостности полосы. В то же время невозможно и применение опорных валков для устра.нения изгиба среднего рабочего валка, так как он огибается прокатываемой полосой со стороны возможной установки опорных валков.
Цель изобретения - создание способа непрерывной прокатки металлических полос и Станов для его осущест- 20 вления, позволяющих обеспечить .воэможность независимо от величины натяжения полосы регулировать в широких пределах давление в очагах дефорМациИ, увеличить возможную вытяж- 25 ку полосы, снизить поперечную разнотолщинность полосы и улучшить ее плоскостность (планшетность), обеспечить возможность применения рабочих валков малого диаметра при использо- зо вании опорных валков и увеличить производительность станов и т.д.
Предлагаемый способ отличается тем, что каждый промежуточный рабочий залок .огибают полосой на дуге окруж- 35 ности, меньшей I80О.
Стан для осуществления способа непрерывной прокатки включает по мень.шей мере одну рабочую клеть, разматы- 40 ватель и моталку и установленные в.рабочей клети по меньшей мере три рабочих валка, по меньшей мере два из которых закреплены в подушках, размещенных в станине рабочей клети, 45 и снабжены приводом для их вращения, и по меньшей мере один Рабочий валок снабжен нажимным устройством,.причем ось каждого промежуточного рабочего Валка смещена относительно плос- s0 кости, проходящей через оси соседних с ним рабочих валков, и отличается тем, что плоскость осей соседних рабочих валков и дуга: охвата полосой соответствующего им промежуточного ss
sama расположены по одну сторону от оси упомянутого промежуточного рабочего валка, 4
Производительность станов можно существенно увеличить, если симметрично по отношению к промежуточному рабочему валку установить дополнительную пару соседних рабочих валков, которые вращаются в том же направлении, что и первая пара соседних рабочих валков, и снабдить стан дополнительными разматывателем и моталкой. В этом случае на стане можно вести одновременную прокатку двух полос. При этом промежуточный рабочий валок может быть плавающим и неприводным.
Аналогичный результат можно получить, если симметрично по отношению к соседним рабочим валкам установить дополнительный промежуточный рабочий валок, который вращается в том же направлении, что и первый промежуточный рабочий валок.
С целью уменьшения диаметра рабочих валков на станах целесообразно установить опорные валки.
Для уменьшения потерь на трение прн вращении опорных валков на станах целесообразно снабдить опорные валки приводами с мягкой механической характеристикой.
На фиг. 1 изображена схема прокатки по известному способу; на фиг. 2схема прокатки по предлагаемому способу; на фиг. 3 — стан с тремя рабочими валками; на фиг. 4 — стан, промежуточный рабочий валок которого контактирует с одним опорным валком; на фиг. 5 — стан, на котором промежуточный рабочий валок контактирует с двумя опорными валками; на фиг. 6-. стан для двухниточной прокатки, имеющий один промежуточный .и две пары соседних рабочих валков, а. также две моталки и два разматывателя; на фиг.7схема прокатки полос на стане согласно фиг. 6; на фиг. 8 — стан для двухниточной прокатки, имеющий одну пару промежуточных рабочих валков, два соседних рабочих валка, а также две моталки и два разматывателя; на фиг.9схема прокатки полос на стане согласно фиг, 8.
Предлагаемый способ прокатки характеризуется схемой действия сил согласно фиг. 2. В связи с тем, что давление со стороны нажимного устройства практически неограничено, обжатия (вытяжки) будут значительно превышать деформации, достигаемые
Формула изобретения
S 6876 при известном способе прокатки. Кроме того, предлагаемый способ можно реализовать на станах, имеющих промежуточный рабочий валок малого диаметра, путем применения опорных валков, контактирующих с указанным промежуточным рабочим валком.
С целью увеличения вытяжки за проход полосу целесообразно деформировать последовательно более, чем в трех рабочих валках, причем каждый промежуточный валок образует с двумя соседними валками два очага деформации.
Предлагаемый стан включает в себя рабочую клеть 1 (см. фиг. 3), привод валков (на чертеже не показан), моталки 2 и 3. В станине
4 рабочей клети 1 в подушках 5 установлен промежуточный рабочий валок щ
6, контактирующий с двумя соседними рабочими валками 7, закрепленными в подушках 8.
Нажимные устройства 9 предназна-чены для установки рабочих валков 2S
7 и создания давления в очагах деформации. Другой вариант стана предусматривает установку только одного нажимного устройства 10 (показано пунктиром), установленного ЗО со стороны промежуточного рабочего валка 6.
С целью прокатки без огибания рабочих валков 7 прокатываемой полосой 11 на станине 4 рабочей кле35 ти 1 установлены обводные ролики 12, Для обеспечения охвата рабочих валков
7 прокатываемой полосой ll служат обводные ролики 13 (показаны пунктиром). Рабочие валки 6 и 1 приводят- 40 ся во вращение приводом с различными окружйыми скоростями, возрастающими по ходу прокатки, причем смежные рабочие валки получают вращение в разных направлениях. С целью 45 упрощения привода промежуточный рабочий валок 6 может быть неприводным (холостым).
Стан (см. фиг. 4). отличается тем, что промежуточный рабочий валок 6 50 снабжен опорным валком 14, имеющим подушки 15.
Стан (cM. фиг. 5) характерен тем, что средний рабочий валок 6 контактирует с двумя опорными валками 16 S5 и 17 которые могут быть установлены в двух общих подушках, или каждый— в отдельных. На фиг. 6 показан стан, 68 б в станине 4 которого симметрично по отношению к промежуточному рабочему валку 6 установлена дополнительная пара соседних рабочих валков
18, вращаемых приводом (на чертеже не показан) в том же направлении, что и первая пара крайних рабочих валков 7. При этом промежуточный рабочий валок является плавающим и может быть установлен неприводным .
Для одновременной прокатки двух полос 11 и 19 на стане дополнительно установлены моталки 20 и 21.
На фиг. 8 изображен стан, в станине которого симметрично первому промежуточному рабочему валку б.по отношению к соседним рабочим валкам
7 установлен дополнительный промежуточный рабочий валок 22, вращаемый приводом в том же направлении, что и первый промежуточный рабочий валок
6. Для одновременной прокатки двух полос 11 и 19 на стане дополнительно установлены моталки 20 и 21.
Предлагаемые способы непрерывной прокатки металлических полос и станы для их осуществления позволяют увеличить производительность за счет увеличения деформации полосы путем применения рабочих валков малого диаметра в сочетании с опорными валками, повысить качество продукции за счет повышения точности и плоскостности прокатываемых полос, прокатывать полосы большой ширины из высокопрочных материалов, снизить минимально возможную толщину прокатываемых полос.!. Способ непрерывной прокатки металлической полосы, преимущественно в холодном состоянии, с натяжением свободных концов полосы по меньшей мере между тремя рабочими валками, последовательно контактирующими один с другим через прокатываемую полосу и образующими четное число очагов деформации, каждая пара которых образована одним из промежуточных рабочих валков и соседними с ним рабочими валками, при котором в процессе прокатки по меньшей мере два. из упомянутых. трех рабочих валков приводят во вращение с различными окружными скоростями, возрастающими
68 по ходу прокатки, причем смежные рабочие валки получают вращение в противоположном направлении, а каждый промежуточный рабочий валок огибают прокатываемой полосой, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью увеличения вытяжки полосы и снижения поперечной раэнотолщинности, каждый промежуточный рабочий валок огибают полосой на дуге окружности, меньшей
180о
2. Стан для осуществления способа по п. 1, включающий по меньшей мере одну рабочую клеть, раэматыватель и моталку и установленные в рабочей клети по меньшей мере три рабочих валка, по меньшей мере два иэ которых закреплены в подушках, размещенных в станине рабочей клети, и снабжены приводом для их вращения, и по меньшей мере один рабочий валок снабжен нажимным устройством, причем ось каждого промежуточного рабочего валка смещена относительно плоскости, проходящей через оси соседних с ним рабочих валков, о т л и ч аю шийся тем, что.плоскость осей соседних рабочих валков и .дуга охвата полосой соответствующего им промежуточного рабочего валка расположены по одну сторону от оси упомянутого промежуточного рабочего валка.
3. Стан по и. 2, о т л и ч а — . ю шийся тем, что промежуточные
7668 8 рабочие валки по меньшей мере частично снабжены каждый по меньшей мере одним опорным валком;
4. Стан по п. 2, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения производительности, промежуточный рабочий валок снабжен дополнительной парой соседних приводных рабочих валков, установленных сим10 метрично основной паре соседних рабочих валков, а стан снабжен дополнительными разматывателем и моталкой.
5. Стан по п. 2, о т л и ч а— !
5 ю шийся тем, что, с целью повышения производительности, пара соседних с промежуточным рабочих валков снабжена дополнительным промежуточным рабочим валком, установленным симмет2О рично первому промежуточному валку относительно плоскости, проходящей через оси соседних с ннм валков, а стан снабжен дополнительными разматывателем и моталкой.
25 6. Стан по п. 3, о т л и ч а— ю шийся тем, что опорные валки ро меньшей иере частично снабжены приводами с мягкой механической характеристикой.
30 Источники информации, принятые во внимание прй экспертизе
1. А.И.Целиков, В.И.Зюэин. Современное развитие прокатных станов.
"Металлургия", 1972, с. 266, зз рис. 110.