Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(i i! 68835l

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.04.78 (21) 2601206/27-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.09.79. Бюллетень ¹ 36 (45) Дата опубликования описания 30.09.79 (51) М. Кл. -

В 60Н 3/00

Государственный комитет (53) УДК 629 113.06:

:628.8 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

В. И. Муравейник, В. В. Толстых, Ю. В. Пацовский, А. И. Гончар, В. В. Филиппов, В. А. Яшин и С. А. Мороз (71) Заявитель (54) УСТАНОВКА ДЛЯ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

ВОЗДУХА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к установкам кондиционирования воздуха, н предназначено для создания микроклимата в кабинах транспортных средств, используемых, в частности, в карьерах.

Известно устройство для кондиционнрования воздуха в транспортных средствах, содержащее испарительный блок с принудительной подпиткой жидкостью, расположенный во внутреннем поддоне, который с за.;ором установлен относительно наружного поддона (1).

Недостатком указанного устройства является его небольшая холодопроизводитсльность.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является установка для кондиционирования воздуха транспортного средства, содержащая термоэлектрические батареи, связанные с источником постоянного тока, фильтро-вентиляционную систему, устройство отвода тепла и пульт управления (2). В этой установке в качестве охладительно-отопительного агрегата используется полупроводниковый термоблок, питающий от источника постоянного тока.

Недостатком этой установки являются большие холодопотери, которые приводят к повышенным затратам на кондиционированпе воздуха и тем самым к увеличению габаритов кондиционера. Поэтому прп наличии интенсивной солнечной радиации, проникающей в кабину через ее остекленение, 5 установка пс обеспечит создание требуемого температурного режима в кабине транспортного средства.

Целью изобретения являтся повышение эффективности установки для кондициони10 рования воздуха транспортного средства путем снижения холодопотерь.

Указанная цель достигается тем, что установка для кондиционирования воздуха снабжена радиационно-конвективными па15 нелями, направленными радиационными поверхностями в зону расположения оператора, а с противоположной стороны имеющими тепловой контакт с упомянутыми термоэлсктрическими батареями, причем эти па20 нели выполнены с внутренними воздушными каналами, а к ним подсоединены коллекторы, снабженные выпускными кранами.

На чертеже представлена принципиаль25 ная схема размещения узлов установки на транспортном средстве.

Установка для кондиционирования воздуха состоит из радиационно-конвективных панелей 1 с направленными во внутрь каби30 ны радиационными поверхностями 2, содер688351

5 !

О

20

40 жащих воздушные каналы 3. К этим панелям теплообменными поверхностями примыкают полупроводниковые термобатареи

4, а к их противоположным спаям примыкают жидкостные кондуктивные теплообменники 5, подсоединенные к насосу 6 для подачи воды из рециркуляционной системы охлаждения горячих спаев термобатареи 4.

В указанной системе установлен радиатор 7, а перед ним расположен вентилятор 8. Вентилятор 9 через фильтр 10 подает воздух в воздуховод 11, снабженный задвижкой 12. Регулируемые краны 13 расположены на выходном 14 и входном 15 коллекторах для подачи, регулирования и распределения воздуха, подсоединенных к внутренним воздушным каналам 3.

Управление установкой для кондиционирования воздуха осуществляется с пульта управления 16 через регулируемый реверсивный выпрямитель 17.

При работе установки вода насосом 6 по жидкостным кондуктивным теплообменникам 5 подается из рециркуляционной системы охлаждения горячих спаев термобатареи 4. Затем эта вода поступает в радиатор 7, где охлаждается атмосферным воздухом, подаваемым вентилятором 8. Вентилятором 9 воздух подается через фильтр 10 и далее по воздуховоду 11 поступает в кабину через краны 13.

Установка может работать в режимах: аэрации, радиационного, лучистого и радиационно-конвективного охлаждения (нагрева).

В режиме аэрации термобатареи 4 панелей 1 отключены от источника тока. Воздух, нагнетаемый вентилятором 9, через коллектор 15, каналы 3, коллекторы 14 и краны 13 поступает в кабину.

В радиационном режиме работы установки термобатареи 4 панелей 1 подключаются к источнику тока, воздух в каналы

3 не поступает, а подается в кабину через краны 13, установленные на входном коллекторе 15.

В этом случае тепловое воздействие установки для кондиционирования воздуха на атмосферу кабины транспортного средства осуществляется преимущественно путем лучистого теплообмена.

При радиационно-конвективном режиме работы установки воздух поступает через каналы 3. Регулирование и распределение охлажденного (нагретого) воздуха в кабине, а также изменение количества рециркуляционного воздуха производится с помощью кранов 13 и задвижки 12. Такой режим работы установки позволяет обеспечить комфортные условия при значительных теплопоступлениях в кабину за счет применения комплексного воздействия на среду рабочей зоны кабины.

Формула изобретения

Установка для кондиционировапия воздуха транспортного средства, содержащая термоэлектрические батареи, подсоединенные к источнику постоянного тока, фильтровентиляционную систему, устройство отвода тепла и пульт управления, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения ее эффективности путем снижения холодопотерь, она снабжена радиационно-конвективными панелями, направленными радиационными поверхностями в зону расположения оператора, а с противоположной стороны имеющими тепловой контакт с упомянутыми термоэлектрическими батареями, причем эти панели выполнены с внутренними воздушными каналами, а к ним подсоединены коллекторы, снабженные выпускными кранами.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство № 323303, кл. В 60Н 3/00, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР № 214578, кл. В 61С 17/04, 1968 (прототип).

688351

Составитель Г. Петрова

Техред Л. Орлова

Корректор А. Степанова

Редактор Т. Горячева

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2364/3 Изд. № 566 Тираж 822 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5