Устройство для закрепления коренного конца троса лебедки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11) 688422

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 24.04.78 (21) 2609158/29-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.09.79. Бюллетень № 36 (45) Дата опубликования описания 18.10.79 (51) М.Кл."-В 66 13 1/34

Государственный комитет по делам изобретений и открытий (53) УД К 621.866 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. Н. Найгель и С. И. Рябинкин (71) Заявитель

Владивостокское отделение Государственного проектноконструкторского института рыбопромыслового флота (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ КОРЕННОГО

КОНЦА ТРОСА ЛЕБЕДКИ

Изобретение относится,к грузоподъемным устройствам, а,именно к устройствам для закрепления коренного конца троса лебедок.

Известно устройство для закрепления коренного конца троса лебедки, содержащее закрепленный на торце вала барабана корпус с механизмом стопорения 111.

Однако указанное устройство обладает тем. недостатком, что для отдачи троса,необходимо остановить барабан, чтобы BbIби ь съемный палец, т. е. освободить конец троса можно только после остановки барабана. Но при эксплуатации лебедки может возникнуть ситуация, когда нельзя затормозить барабан (например, если поврежден тормоз), .и по окончаниии спуска груза может получиться рывок, а в результате— повреждение лебедки. Кроме того, остановка барабана для отдачи троса увеличивает время, необходимое для ликвидации аварийной ситуации.

Целью изобретения является обеспечение экстренного освобождения коренного конца троса при вращающемся барабане.

Для этого механизм стопорения содержит шарнирно закрепленные в:корпусе рычаги, одни концы которых выполнены с зацепами, а другие — со скругленными поверхностями, распорную втулку, взаимодействующую со скругленными, концами рычагов, управляющий винт, входящий в полость втулки и несущий на своем .конце маховик, и конусный патрон, закрепленный на конце троса и взаимодействующий с зацепами рычагов, при этом между распорной втулкой и торцовой поверхностью винта смонтирован промежуточный подвижный элемент, например шарик, обеспечивающий возможность свободного вращения втулки относительно винта после запирания устройства.

На фиг. 1 изображен барабан лебедки с предлагаемым устройством; на фиг. 2— устройство в рабочем положении, общш вид; на фиг. 3 — то же, в момент отдачи троса.

Устройство состоит из корпуса 1, за.крепленного на торце вала 2 барабана 8.

Вал 2 выполнен со сквозным отверстием, а внутри барабана 8 вварена направляющая труба 4 для ввода и вывода троса 5 из устройства. Конец троса 5 заделан в стальной патрон б. В корпусе 1 (фиг. 2) помещены

25 два поворотных рычага 7, укрепленных шарнирно на поперечной оси 8 корпуса 1.

Передняя часть рычагов 7, обращенная и барабану, выполнена с зацепами для удержания патрона б троса 5, а другая часть рычагов 7 взаимодействует с распорной втул688422

55 кой 9. Распорная втулка 9 подвижно соединена с винтом 10 управляющего маховика

11, для чего торцовая часть в инта 10 выполнена с буртиком, взаимодействующим с крышкой 12, прикрепленной к распорной втулке 9, а между торцом винта 10 и распорной втулкой установлен стальной шарик

18, ооеспечивающий минимальное трение между торцом винта 10,и распорной втулкой 9 и неподвижность винта 10, а следовательно, и управляющего маховика 11 при вращающейся распорной втулке 9 после запирания устройства, т. е. после ввода распорной втулки 9 между поворотными рычагами 7. Использование для перемещения распорной втулки 9 винта 10, обладающего эффектом самоторможения, исключает самоотдачу винта, обеспечивая,надежность стопорения распорной втулки 9, а следовательно, и эксплуатационную надежность устройства. Винт 10 установлен в ступице крышки 14, прикрепленной к защитному кожуху 15, выполненному с уплотнением.

Защитный кожух 15 крепится,к корпусу подшипника lб, надетого на подшипник 17 ,вала 2.

Устройство работает следующим образом.

Для закрепления конца троса 5 н устройстве снимают крышку 14 защитного кожуха 15, .при этом вместе с крышкой 14 убираются винт 10, маховик ll,и распорная втулка 9. Переднюю часть поворотных рычагов 7 разводят, а конец троса 5, предварительно заделанный в стальной патрон б, заводят через напра вляющую трубу 4 барабана 8 и отверстие в торце, вала 2 между зацепами поворотных рычагов 7. Затем устанавливают крышку 14 с винтом 10, маховиком 11 и распорной втулкой 9. Крышку

14 крепят при помощи болтов и гаек к защитному кожуху 15. При повороте маховика

l1 по часовой стрелке винт 10, поворачиваясь в неподвижной ступице крышки 14, перемещается к барабану 8 и при этом перемещает распорную втулку 9, которая разводит концы поворотных рычагов 7, прои этом зацепы передней части поворотных рычагов 7 сходятся, сжимая стальной патрон б троса 5.

Маховик 11 стопорится проволокой от случайного выведения из зацепления распорной втулки 9 и пломбируется. При этом винт 10, обладая эффектом самоторможения, исключает возможность самопроизвольной отдачи троса. Таким образом производится крепление конца троса в устройстве. При вращении барабана 8,и вала 2 в подшипниках 17 пращаются корпус,1 с устновленными на оси

8 поворотными рычагами 7 и распорная втулка 9 с крышкой 12. Маховик 11 с винтом 10 неподви>кны. Для отдачи коренного конца троса 5 снимают проволочный стопор с пломбой,и вращают маховик 11 против часовой стрелки (фиг. 3), при этом винт 10, вращаясь также против часовой стрелки, перемещается влево, буртик винта 10 давит на крышку 12;распорной втулки 9 и перемещает последнюю также влево, выводя ее из взаимодействия,с концами .поворотных рычагов 7. Под действием натяжения груза, например якоря, стальной патрон б троса 5, и" удерживаясь зацепами поворотных рычагов 7, освобо>кдастся и выдергивается из барабана 8.

Между распорной втулкой и винтом 10 должен быть установлен промежуточный подвижный элемент, который бы обеспечивал свободное вращение распорной втулки 9 относительно винта 10 после запирания устройства. Этим промежуточным подвижным элементом может быть, например, упорный подшипник, но установка шарика является наиболее простым конструктивным решением.

Формула изобретения

Устройство для закрепления коренного конца троса лебедки, содержащее закрепленный на торце вала барабана корпус с механизмом стопорения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что,,с целью обеспечения экстренного освобождения коренного конца троса при вращающемся барабане, механизм стопорення содержит шарнирно закрепленные в корпусе рычаги, одни концы которых выполнены с зацепами, а другие — со скругленными поверхностями, распорную втулку, взаимодействующую со скругленными кочцами рычагов, управляющий винт, входящий в полость втулки и несущий на своем конце маховик, и конусный патрон, закрепленный на конце троса и взаимодействующий с зацепами рычагов, при этом между распорной втулкой и торцовой поверхностью винта смонтирован промежуточный подви>кной элемент, например шарик, обеапечивающий возмо>кность свободного вращения втулки относительно винта после запирания устройства.

Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 587090,кл. В 66 D 1/34, 1976 (прототип).

688422

71 авиа.З

Составитель Н. Тютюнников

Техред Н. Строганова Корректор И. Симкина

Редактор Т. Горячева

Тип. Харьк. фил. вред. «Патент»

Заказ 856/1072 Изд. № 537 Тираж 992 Подписное

НПО«Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва. Ж-35. Раушская наб., д. 4j5