Железобетонная опалубка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 19d, 3

37а, 5

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Я АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зарегистрировано в Бюро изобретений Госплана СССР

Н. В. ОзеРов, К. К. Якобсон, 1. И. ингоРенко

Железобетонная опалубка

Заявлено 2 апреля 1946 года в Министерство путей сообщения СССР за № 5362 (3443851

Опубликовано 31 июля 1947 года

При возведении бетонных сооружений известно применение опалубки, состоящей из заранее изготовленных железобетонных плит, используемых в дальнейшем в качестве облицовки.

Такие плиты обычно соединяются между собой при помощи болтов, пропускаемых через отверстия в окаймляющих каждую плиту фланцах.

Применяются также и безреберные плиты, устанавливаемые впритык друг к другу, без устройства какого-либо взаимного соединения.

Недостатком всех известных конструкций железобетонных опалубочных плит является их сравнительно малая высота и вытекающая отсюда необходимость установки плит по высоте сооружения в несколько рядов, что влечет за собой значительное увеличение количества разных форм плит, особенно при возведении сооружений, имеющих переменные размеры горизонтальных поперечных сечений.

Новой особенностью опалубки является то, что элементы опалубки выполнены в форме досок, имеющих выступающие с внутренней стороны металлические продольные ребра, например, в виде фермы, и устанавливаемых в направлении высоты сооружения.

На фиг. 1 изображен боковой вид мостовой опоры; на фиг. 2 — план опоры с установленной опалубкой; на фиг. 3 — разрез по АБ на фиг. 1; на фиг. 4 — фасад одной из плит (досок), устанавливаемых по плоским граням опоры; на фиг. 5 — разрез по АБ на фиг. 4, фиг. б — разрез по ВГ на фиг. 4; фиг. 7 — фасад одной из плит (досок), устанавливаемых на закругленных участках поверхности опоры; фиг. 8 — разрез по АБ на фиг. 7; фиг. 9 — разрез по ВГ на фиг. 7; фиг. 10 — устройство для установки и закрепления плит в рабочем положении; фиг. 11— разрез по АБ на фиг. 1О; фиг. 12— деталь верхней части рамы по фиг. 11; фиг. 13 — разрез по АБ на фиг. 12; фиг. 14 — деталь узла А на фиг. 10; фиг. 15 — разрез по АБ на фиг. 14; фиг. 16 — разрез по ВГ на фиг. 14; фиг. 17 — деталь уплотнения между смежными плитами опалубки.

Боковые грани опоры — плоские; носовая и кормовая части имеют форму половин усеченного конуса.

Для опалубки сооружений такого ви87

¹ 68849 да требуются плиты (доски) двух типов 1 и II. Плиты типа 1 имеют параллельные кромки и устанавлиВаются пО плоским граням Опоры; плиты типа II — устанавливаются на закругленных участках опоры и имеют кромки, расположенные по образующим усеченного конуса.

Конструкция плит типа I, устанавливаемых по плоским граням опоры, представлена на фиг. 4, 5 и 6. Плита имеет вид плоской и тонкой доски 1 и изготовляется из прочного и морозоустойчивого материала, например, из бетона, плавленного базальта и т. п. Высоту плиты желательно назначать равной полной высоте опоPbJ.

Для придания плите необходимой прочности и жесткости к ней прикрепляются одно или несколько металлических ребер, которые при последующем бетонировании сооружения оказываются втопленными в бетон и выполняют назначение арматуры прилегающего к опалубке слоя бетона.

На чертеже представлено одно из возможных решений крепления ребер: плита усилена ребром, имеющим форму трехгранной фермы; прикрепление осуществлено путем втапливания одной грани фермы в плиту в процессе ее изготовления.

Ферма образована тремя параллельными прутками круглого железа

2, 3 и 4, которые соединены попарно при помощи зигзагообразно изогнутых прутков 5 и б. Прутки 2 и 3 совместно с плитой 1 образу1от пояс работающего на изгиб составного элемента, другим поясом является стер.жень 4. Пруток 5, расположенный в плоскости плиты, предохраняет последнюю от выкрашивания. Прутки б, расположенные по двум другим граням, воспринимают перерезывающую силу. При соответствующем расположении креплений элемент может работать и в положении консоли.

Между смежными плитами оставляются зазоры, своей величиной компенсирующие неизбежные неточности в ширине плит. Зазоры уплотняются перед приступом к бетонированию при помощи мягкой круглой резины 7.

После отвердения бетона резина извлекается и швы между плитами расшиваются.

Конструкция плит типа II, устанавливаемых на закругленных участках поверхностей опоры, представлена на фигурах 7, 8 и 9. Эти плиты имеют выпуклую внешнюю сторону и непараллельные кромки.

На фиг. 10 — 16 представлено устройство, служащее для закрепления плит (досок) в проектном положении и используемое многократно, при сооружении опор, имеющих различную длину и ширину.

Плиты (доски), армированные ребрами 10, устанавливаются на поверхности фундамента 8 вплотную к деревянной раме 9, прикрепленной к фундаменту и имеющей очертание по внутреннему контуру, в точности соответствующее очертанию сооружения в уровне обреза фундамента.

Правильное положение плит — фиксируется путем их прикрепления к верхней наружной раме.

Для возможности многократного использования представленного на фиг. 10 — 16 устройства при сооружении опор, имеющих различную длину и ширину, верхняя рама составляется из нескольких элементов. Некоторые из этих элементов являются инвентарными, другие — переменными, изготовляемыми применительно к заданной длине и ширине опоры. К инвентарным относятся элементы 71 и 73, выполненные из отрезков труб и приваренные к стойкам 15 и 1б. Переменными являются: трубчатая вставка 12, длина которой подбирается в зависимости от длины прямой части очертания опоры, и дуги 14, изготовленные из круглого или уголкового железа. Конструкция узла сопряжения упомянутых выше элементов рамы представлена на фиг. 14, 15 и 16. Дуги 14 приварены своими концами к круглым металлическим листам, которые при болчиваются к фланцам труб 13. Соединение усилено постановкой угловых коротышей 31.

Опалубочные плиты опираются на прутки круглого железа 30, приваренные к трубам 11, 72, 13 заподлицо с внутренними гранями стоек 75 и 7б. № 68849

Прутки позволяют отодвинуть трубы 11, 72 и 73 от граней стоек и, тем самым, усилить прикрепление труб к стойкам и друг к другу (уменьшается высота срезки у фланцев).

На фиг. 10 буквой Р обозначена длина прямой части очертания опоры.

Плиты опалубки прикрепляются к верхней раме при помощи крюков, которые надеваются на раму и пропускаются в зазоры между смежными плитами (на чертежах эти крюки не показаны).

Трубчатые элементы рамы 11 соединяются со стойками 15 и 1б при помощи уголковых раскосов 17 и 18.

Для закрепления положения рамы в плане, верхние концы стоек соединяются попарно ригелями 19. К левым стойкам 1б ригеля прикрепляются жестко, при помощи подкосов 20 и болтов 28, соединение ригелей с правыми стойками 15 — шарнирное, осуществляемое при помощи болтов

29, которые проходят через щеки 25.

К щекам приварены верхние 27 и нижние 2б направляющие уголки, расстояние между горизонтальными полками которых равно высоте ригеля 19. Щеки закрепляются на ригеле при помощи четырех болтов.

Подкосы 20 состоят из двух половин, в стыке между которыми может быть установлено различное количество прокладок 24.

Описанная выше конструкция соединения ригелей со стойками позволяет применять их при сооружении опор, имеющих различную ширину и различные наклоны боковых граней. Для этого достаточно, передвигая щеки 25 по ригелю 19, установить их на требуемом расстоянии В от второй пары стоек, а изменяя количество и толщину прокладок 24— придать стойкам заданный угол наклона к вертикали и.

К ригелям 19 прикрепляется балка 21 для тельфера, которым пользуются при установке плит и подаче бетона.

Такое устройство позволяет фиксировать правильное положение опалубочных плит и воспринимать действующуE0 на них ветровую нагрузку.

Боковое давление бетона воспринимается поперечными стяжками, которые устанавливаются между параллельными элементами рамы. При желании использовать стяжки многократно (не сставлять их в бетоне) бетонирование должно производиться в два приема: вначале бетонируется нижняя часть сооружения, не доходя до стяжек, а затем, после отвердения бетона и удаления стяжек — верхняя.

Съемные стяжки могут быть выполнены из тросовых петель 22, соединенных винтовым механизмом 23.

Предмет изобретения

Железобетонная опалубка, например, мостовых опор, остающаяся в сооружении в качестве облицовки, отличающаяся тем, что элементы опалубки выполнены в форме досок, имеющих выступающие с внутренней стороны металлические продольные ребра, например, в виде фермы, и устанавливаемых в направлении высоты сооружения. № 68849

Фиг. 11

Фиг. 13

Фиг. 12, 3 < Л

Фиг. 17

Фиг. 14, п1

7s

iJ

Отв. редактор М. М. Акишин

Фиг. 15 Фиг. 16

Редактор Н. Н. Веретенников