Уплотнение межвенцового осевого зазора ступени

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ.ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

I»>688654

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 14.06.74 (21) 2034282/24-06 с присоединением заявки № 2036216/24-06 (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.09.79. Бюллетень № 36 (45) Дата опубликования описания 01.10.79 (5!) М.Кл.- 1=01 0 11i02

Гасударственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

/53) У-;1 К 69.1 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. В. Гаркуша, В. Л. Гродзинский и Я. И. 1Цнеэ

Харьковский ордена Ленина политехнический институт им. В. И. Ленина (71) За,яаитель (54) УПЛОТНЕН И Е МЕЖВ ЕНЦОВОГО ОСЕВОГО

ЗАЗОРА СТУПЕНИ

Изобретение относится к турбиностроению и ксмпрессоростроению, а именно к конструкциям уплотненной ступени.

Известно уплотнение межвенцового зазора, содержащее козырек с косыми канавками на его внутрен ней поверхности, который размещен на диафрагме ступени (на статоре), и лабиринт на ободе рабочего колеса или ротора (1).

Устройство работает следующим обра- 10 зом.

Козырек образует с ободом зазор, кото рый обеспечивает осевой выход межвенцовых проточек лара, а косые канавки на внутречней поверх ности козырька обеспечи- 15 вают закрутку протечкам в сторону,вращения рабочего колеса.

Недостатками такого уплотнения являются сложность технологии изготовления ,косых канавок на внутрен ней поверхности 20 козырька и невысокая эффективность работы при переменных режимах эксплуатации турбомашины из-за неравномерности тепловых и осевых удлинений ротора и статора, которая .не позволяет сохранять зазоры в уплотнениях достаточно малыми.

Известно и другое уплотнение межвенцового осевого зазора ступени турбомашины, преимущественно паровой турбины, содержащие расположенные с перекрышей î кольцевые козырьки .на статоре и роторе.

На козырьках имеются лабиринтные уплотнения в виде усиков, и расположенных над кольцевым участкам перегородки ротора (21.

Данное устройслво наиболее близко пс технической сущности и достигаемому результату к предложенному решению.

К недостатку его относится невысокая эффективность .в работе, связанная с нево-,можностью уменьшения потерь на перемен1ных режимах эксплуатации турбомашииь. из-за сложности выполнения малых зазоро. лабиринтных уплотнений, приводящая и общему снижению экономичности.

Цель изобретения — повышение экономичности ступени турбомашины путе .. уменьшения утечек через уплотнение.

Указанная цель достигается тем, что козырек ротора имеет больший, чем козырек статора, диаметр.

На фиг. 1 изображено уплотнение метвенцового осевого зазора двухъярусной стулени; на фиг. 2 — корневое уплотченис межвенцового осевого зазора ступени: на фиг. 3 — деталь взаимногс расположения кольцевых козырьков межвенцовогс уплотнения.

На статоре 1 и роторе 2 имеются ксл1-.— цевые козырьки 8 и 4 соответственно, котс688654 (фиг. 1).

Юиг. 2

Риг.r рые расположены с перекрышей, образующей осевой зазор б та к, что козырек ротора

2 имеет больший диаметр 0„, чем диаметр козырька статора 1.

Уплотнение межвенцового осевого зазора установлено на междуярусных перегородках б и 7 соответственно статора 1 и ротора 2 и в,кор не ступеней.

Уплотнение работает следующим образом.

Струйка пара, выходящая из сопловых лопаток статора 1, взаимодействуя с потоком утечки, подтормаживается, что ведет к повышению статического давления в верхней части зазора 5. Это, в свою очередь, вызывает у величенпе статического давления в районе кольцевого козырька 4 рабочего колеса (ротора 2), в,результате умень шается II03!cOtc пара в основной поток .или перетоки пара из нижнего яруса,в верхний

Применение уплотнения межвенцового осевого зазора ступени в качестве корневого с отрицательной перекрышей кольцевых козырьков статора и ротора ступени позволяет снизить подсос пара через корневой зазор практически до нуля и свести до минимума потери энергии в рабочей решетке (на роторе).

Установка уплотнения межвенцового осевого зазора на междуярусных перего5 родках статора и ротора, снижает перетоки пара из нижнего в верхний ярус ступени и практически устраняет искажение течения паровых потоков через ярусы, тем самым повышается КПД многоярусных ступеней.

Формула изобретения

Уплотнение межвенцового осевого зазора ступени турбомашины, преимуществен15 но паровой турбины, содержащее расположенные с перекрышей .кольцевые козырьки на статоре и роторе, отличающееся тем, что, с целью повышения экономичности путем уменьшения утечек, козырек рото2О ра имеет больший, чем козырек статора, диаметр.

Источники, информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. авторское свидетельство СССР

М 314915, кл. F 01 D 11!02, 1971.

2, Авторское свидетельство СССР

Хо 367273, кл. F 01 D 11/08, 1973 (прототил).

6S8654

Риг. З

Составитель о. Толкачев

Техред Н. Строганова

Корректор С. Файн

Редактор И. Грузова

Заказ 859/1068 Изд. № 538 Тираж 621 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1.13035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. сПатентэ