Способ разметки хвостовиков лопастей при изготовлении рабочего колеса радиальноосевой гидромашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О1 Пей:C- À Н И Е
ИЗОБРЕТЕН И Я
<»>688676
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
;61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 22.05.72 (21) 1786253/25-06 (51) М. Кл. Е 03 В 11ЪО с присоединением заявки—
Государственный комитет сссР (23) Приорпте-,— ио делам изобретений и открытий (4: Дат:-. опубликования описания 30.09.79 (72) Авторы изобретения
1О. И, Мишев, H Н. Робук, Л. И. Фридман, В. В. Ольховский, А. А. Меловцов, В. Д. Трампольский, О. А. Рудницкая, В. С. Даньшин, В. Б. Андреев, Б. А. Гершензон, А. А. Болотников, В. H. Миньков, К. C. Чепело, A. М. Вайсберг, Е. А. Сосницкий и Б. М. Глушкин
Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени производственное объединение турбостроения
«Харьковский турбинный завод» им. С. M. Кирова (71) Заявитель (54) СПОСОБ РАЗМЕТКИ ХВ
ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ P
РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ
1.1зобретение относится к технолопш гпдромашиностроения и может быть исгользовано при изготовлении рабочих колес радиально-осевых гидромашин.
Известен способ разметки хвостовиков лопастей при изготовлении рабочего колеса радиально-осевой гидромашины с верхним и нижним ободами, снабженкыми пазами, с использованием плоских шаблонов, имеющих базовые точки, путем нанесения на ло- 10 пасти линий сопряжения их вогнутой поверхности с верхним и нижним ободами (1).
Недостаток такого способа заключается в том, что необходимо чередовать операции 15 разметки и механической обработки хвостовиков со стороны .выпуклой поверхности лопасти, что удлиняет цикл изготовления, приводит к низкой точности конфигурации хвостовиков. 20
Увеличение в связи с этим размеров па=-ов ведет к снижению точности сборки рабочего колеса, росту объема наплавленного металла, повышению трудоемкости сварочных работ.
Цель изобретения — сокращение времени и повышение точности разметки.
Указанная цель достигается тем, что шаблоны устанавливают в контрольных поперечных сечениях хвостовиков, направОСТОВИКОВ ЛОПАСТЕЙ
АБОЧЕГО КОЛЕСА
ГИДРОМАШИНЫ
2 лепных по нормали к рабочей поверхности лап":ñTII, а базовые точки IL,".áëoíoâ совмещают с точками, нанесенными на линиях сопряжения вогнутой поверх;- .ости лопасти с верхним и нижним ободами, поворачивают шаблоны до совпадения линий ориентации последних с линиями образующих стенок паза в контрольных сечениях, на которые с шаблона переносят кс-:òóðíûå линии разделки хвостовика, и одновременно намечают линии сопряжения выпуклой поверхности лопасти с ободами.
На фпг. 1 показано положение шаблонов прп осуществлении способа разметки хвостовиков лопастей при изготовлении рабочего колеса радиально-осевой гидромашины; на фиг. 2 — положение хвостовикон .:, пазах верхнего обода; на фиг. 3 — положение хвостовгког, B пазах нижнего обода.
Способ разметки хвостов кок лопастей оусществляют следующим образом.
На лопасть 1 с помощью шаблона 2 накосят линии 3 и 4 сопряжения ее вогнутой поверхности с нижним 5 н верхним б ободами рабочего колеса. Пло.кие шаблоны
7 и 8 для разметки хвостовиков 9 устанавливают на лопасть, и их базовые точки 10 и П располагают на линиях 3 и 4 сопряжения вогнутой поверхности с ободами 5 и б., 3) Опубликовано 30.09.79. Бюллетень g 36 (53) УДК, 621.224-253.5 (088;8) Шаблонь. 7 и 8 поворачивают до совпадения линий 12 и 18 ориентации с линиями
14 и 15 образующих стенок паза 1б в контрольных cc -.енпях, на которые с шаблонов
7 н 8 переносят контурные линии разделки хвостовиков з.
Одновременно с:помощью этого же oìплекта шаблонов 7 и 8 размечают линии сопряжения выпуклой поверхности лопасти с ободами.
Такой способ обеспечивает повышение точности разметки и обработки хвостовиков, сокращение времени и трудоемкости изготовления лопастей.
Способ разметки хвостовиков лопастей при изготовлении рабочего колеса радиальvo-осевой гидромашины с верхним и нижним ободами, снабженными пазами, с использованием плоских шаблонов, имеющих базовые точки, путем нанесения на лопасти
1
1 !
1
Л г 7.
71
I,,,, 75
Рыг .7
Подписное
Изд. ¹ 542 Тираж 575
Заказ 854/1070
НПО
Тип. Харак. фил. пред. «Патент»
Формvëа изобретения линий сопряжения их вогнутой поверхности с верхним и нижним ободами, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью сокращения вре»e«. t и повышения точности разметки, 5 шаблоны устанавливают в контрольных поперечных сечениях хвостовиков, направле::ных по нормали к рабочей поверхности лспасти, а базовые точки шаблонов совмещают с точками, нанесенными на линиях
10 сопряжения вогнутой поверхности с верхним и нижним ободамп, поворачивают шаблоны до совпадения линий ориентации последних с линиями образующих стенок паза в контрольных сечениях, на которые с шаблона переносят контурные линии разделки хвостовика, н одновременно намечают линии сопряжения выпуклой поверхносTH JIOiIBCTI4 C ободамп.
Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:
1. Ковалев H. H. Гпдротурбины. Л., «,Чашиностроение>;, 1971, с. 341 — 342.