Сварная труба для магистральных газопроводов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1111688754
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соеетскик
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 17.04.78 (21) 2604903/29-08 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.09.79. Бюллетень № 36
Дата опубликования описания 30.09.79 (51) М. Кл.з г 16L 9/02
F 161 13/02
Государственный комитет (53) УДК 621.643 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
Б. Е. Патон, И. М. Усачев, О. А. Семенов, С. А. Велигин, П. Н. Калинушкин, Ю. И. Райчук, С. М. Билецкий, С. Л. Мандельберг, В. И. Труфяков, О. М. Иванцов, М. П. Анучкин, Г. А. Каширский, 3. О. Княжинский, В. К. Коломенский, Б. В. Кондратьев, С. А. Голованенко, Д. А. Литвиненко, К. И. Зайцев, А. И. Гриценко и Н. И. Аненков (71) Заявитель (54) СВАРНАЯ ТРУБА ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ
ГАЗОПРОВОДОВ
Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для строительства магистральных газопроводов высокого давления в условиях северных районов страны.
Известны сварные трубы для магистральных газопроводов, содержащие в средней части по длине один или несколько участков кольцевой формы повышенной прочности (1).
Недостатком этих труб является низкая сопротивляемость против лавинного распространения трещин.
Цель изобретения — повышение сопротивления против лавинного распространения трещин.
Для этого в предлагаемой сварной трубе участок кольцевой формы выполнен многослойным и имеет по крайней мере один кольцевой шов, сваренный на глубину от половины до целой толщины многослойной стенки.
На чертеже схематически изображена предлагаемая сварная труба для магистральныхх газопроводов.
Предлагаемая сварная труба имеет участки 1 со сплошной стенкой, кольцевой многослойный участок 2 и кольцевые швы 3.
Б предлагаемой трубе разрушение, воз5 никшее на участке однослойной трубы, перейдя границу многослойного участка, замедляет свою скорость, так как на дальнейшее разрушение в этом участке требуется затратить значительно большую работу, чем в сплошной стенке из-за разветвления трещины. Когда скорость распространения трещины станет меньше скорости разрядки упругой энергии, т. е. скорости падения давления газа н снижения степени уп15 ругой деформации трубы, трещина остановится. Однако при больших запасах упругой энергии и сравнительно коротком многослойном участке возникает опасность прохождения трещины через него с выходом на однослойную трубу. В этом случае остановка трещины гарантируется кольцевым швом на многослойном участке. Напряжения и термические воздействия от кольцсвого шва приводят к тому, что направление трещин в слоях изменяется и разрушение гарантированно разветвляется и тормозится.
Формула изобретения
Составители Г. Герасимова
Техред Н. Строганова
Редактор О. 1Оркова
Корректор 3. Тарасова
Заказ 2361/15 Изд. ¹ 574 Тираж 1139 Подписное
ИПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, >К-35, Раушская наб., д. 4, 5
Типография, пр. Сапунова, 2
Конкретным примером реализации описываемой конструкции трубы является, например, труба размером 1420)(17 мм из стали типа 08Г2Ф10, содержащая в своей средней части кольцевой многослойный уча- 5 сток длиной 1600 — 3400 мм такого же размера со стенкой, набранной из четырех слоев рулонной стали типа 08Г2ФЮ. На многослойном участке в его средней части выполнен кольцевой шов с глубиной провара 10 от половины до целой суммарной толщины многослойной стенки. Обе марки стали, указанные выше, не содержат дорогостоящих легирующих добавок и являются достаточно экономичными. Операции по изго- 15 товлению трубы новой конструкции также не приведут к заметному ее удорожанию.
Стойкость же против распространения трещин трубы такой конструкции значительно выше, чем трубы с кольцевыми участками, упрочненными закалкой с отпуском, и соизмерима со стойкостью труб обычной конструкции, но изготовленных из сло>кнолегированной стали с добавками таких дорогостоящих легирующих элементов, как молибден, никель, ниобий и т. д.
Сварная труба для магистральных газопроводов, содержащая в средней части по длине один или несколько участков кольцевой формы повышенной прочности, отл ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения сопротивления против лавинного распространения трещин, участок кольцевой формы выполнен многослойным и имеет по крайней мере один кольцевой шов, сваренный на глубину от половины до целой толщины многослойной стенки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 4001054, кл. 148 — 165, 1977.