Система аварийного маслоснабжения подшипника скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
i ц 688758
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ союз Йоветских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.04.78 (21) 2604230/25-06 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.09.79. Бюллетень № 36 (45) Дата опубликования описания 30.09.79 (51) М.К .
F 16N 7/02
F 01D 25/18
F 16С 17/02
Государственный комитет по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.822.5 (088.8) (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
В. Н. Казанский и А. Е. Языков
Уральский филиал Всесоюзного дважды ордена Трудового
Красного Знамени теплотехнического научно-исследовательского института им. Ф. Э. Дзержинского (54) СИСТЕМА АВАРИЙНОГО МАСЛОСНАБЖЕНИЯ
ПОДШИПНИКА СКОЛЪЖЕНИЯ
Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к системам аварийного маслоснабжения подшипника скольжения, преимущественно паровой турбины.
Известна система аварийного маслоснабжения подшипника скольжения паровой турбины, содержащая индивидуальный для каждого подшипника дополнительный маслобак, соединенный перфорированной трубкой с аварийным каналом подшипника (1).
Основными недостатками такой системы являются значительная металлоемкость, непроизводительные запасы масла и повышенная пожароопасность.
Известна также система аварийного маслоснабжения подшипника скольжения паровой турбины, содержащая размещенный над подшипником масляный бак с датчиками уровня и давления, маслозаборной трубкой и трубопровод подачи масла в подшипник (21.
Наличие рециркуляции части расхода масла через подшипник позволяет снизить металлоемкость и запасы масла в системе, однако повторное использование в аварийном режиме горячего масла, прошедшего через подшипник, снижает надежность подшипников и эксплуатационную возможность всей системы.
Цель изобретения — повышение надежности и расширение эксплуатационной возможности.
Указанная цель достигается тем, что сис5 тема снабжена установленными в трубопроводе подачи масла диспергатором и последовательно подключенным к нему напорным водяным баком и отсечным клапаном с приводом, а привод клапана соединен с
10 датчиками.
На ертеже показана система аварийного маслоснабжения подшипника скольжения.
Система аварийного маслоснабжения содержит размещенный над подшипником 1
15 скольжения масляный бак 2 с датчиками 3 и 4 уровня и давления масла соответственно. В баке 2 размещена перфорированная маслозаборная трубка 5, соединенная с трубопроводом 6 подачи масла в подшипник 1.
На трубопроводе 6 установлен диспергатор
7, соединенный трубопроводом 8 с отсечным клапаном 9 и напорным водяным баком 10.
Отсечной клапан 9 снабжен приводом 11 с импульсной линией 12, подключенной к блоку 13 регулирования, который соединен с датчиками 3 и 4. Бак 2 имеет патрубок 14 подвода масла из основной системы и патрубок 15 подвода масла к подшипнику в рабочем режиме. Для подвода масла к подшипнику в аварийном режиме предусмот688768
3 рен трубопровод 16. В верхней части бака
2 установлен воздушный клапан 17.
Работает система маслоснабжения следующим образом.
При нормальной работе турбины в рабочем режиме масло из основной системы маслоснабжения насосами подается через патрубок 14 в бак 2, а из него через патрубок 15 — в подшипник 1. Напорный водяной бак 10 полностью заполнен водой, отсечной клапан 9 закрыт.
В аварийном режиме работы при отключении масляных насосов основной системы и останове турбины давление в баке 12 падает. Срабатывает датчик 4 давления масла, и через блок 13 регулирования поступает сигнал на привод 11 отсечного клапана 9. Клапан 9 открывается. вода из бака
10 через трубопровод 8 попадает в диспергатор 7 и смешивается с маслом, поступающим по трубопроводу б.
Масловодяная эмульсия из диспергатора
7 проходит далее по трубопроводу 16 в подшипник 1.
По мере снижения скорости вращения (выбеге) турбины потребный расход смазы. вающего рабочего тела уменьшается.
Уменьшение расхода смазки обеспечивается в системе за счет использования перфорированной маслозаборной трубки 5 и перфорированного конца трубопровода 8, размещенного в водяном баке 10, при одновременном сохранении в эмульсии объемного содержания воды и масла.
При дальнейшем снижении скорости вращения турбины нарушается гидродинамический режим смазки подшипника. В этот момент закрывается отсечный клапан 9 по сигналу датчика 3 уровня масла в баке (при достижении расчетного минимального уровня). Далее в подшипник 1 поступает чистое масло из бака 2 до полной остановки турбины.
Снаб?кение системы аварийного маслоснабжения подшшшика скольжения установленными в трубопроводе подачи масла диспергатором и последовательно подклю5 ченным к нему напорным водяным баком и отсечным клапаном с приводом, соединенным с датчиками, позволяет повысить надежность работы подшипников в аварийном режиме, режиме аварийного выбега турби10 ны, за счет подачи в подшипник эмульсии с необходимыми реологическими свойствами, повышенной теплоемкостью. Это, в свою очередь, позволяет уменьшить емкость маслобака, снизить IIQ?KBpooIIBcHocTb и расши15 рить, таким образом, эксплу атационну1о возможность всей системы, Формула изобретения
Система аварийного маслоснабжения подшипника скольжения, преимущественно паровой турбины, содержащая размещенный над подшипником масляный бак с дат25 чиками уровня и давления, маслозаборной трубкой и трубопровод подачи масла в подшипник, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и расширения эксплуатационной возможности, систеЗО ма снабжена установленными в трубопроводе подачи масла диспергатором и последовательно подключенным к нему напорным водяным баком и отсечным клапаном с приводом, а привод клапана соединен с дат35 чиками.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Каров А. П. Предупреждение аварий
40 в подшипниках паровых турбин. М., «Энергия», 1974, с. 112.
2. Авторское свидетельство СССР № 481719, кл. F 1бС 17/02, 1973.
688758
Составитель Б. Новиков
Техред Н. Строганова
Корректор P Беркович
Редактор Е. Караулова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2360/9 Изд. № 588 Тираж 1139 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5