Транспортир для перспективного черчения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 42а, 17

СССР

X 68878

ОПИСАН ИЕ ИЗО1 РЕТЕНИД

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЪСТВУ

Зарегистрароеано в Бюро изобретений Госплана СССР

А. М. Данилюк

Транспортир для перспективного черчения

Заявлено 28 июня 1946 тода в Министерство коммунального хозяйства РСФСР за № 1823 (346434) Опубликовано 31 июля 1947 года

16 свод в. 7.

Изобретение относится к транспортирам, предназначенным для построения перспектив предметов по их изображениям из планах и разрезах, например, при построении архитектурных перспектив.

Предлагаемый транспортир, выполненный в виде прямоугольной пластины с нанесенной на нее транспортирной градуировкой и шарнирно соединенной с ней арматурными деталями линейки, визирная сторона которой проходит через центр транспортира, имеет ту особенность, что на пластине, кроме транспортирной градуировки, имеются еще концентрические перспективные шкалы, одна из которых, будучи рельефно вдавленной в пластину, оставлена чистой для рабочих отметок от руки, а линейка в своем теле имеет межосевой прорез с двумя приливами, допускающий при наличии арматурных деталей с ползунком осуществлять перемещение линейки и ее вращение около любого из двух центров, каждый из которых совпадает с визирной линией одной из двух рабочих сторон линейки.

На фиг. 1 изображен общий вид транспортира, на фиг. 2 — вид его сбоку, на фиг. 3 — вид линейки транспортира и на фиг. 4 — схема построения перспективной шкалы.

Транспортир А выполнен в виде прямоугольной прозрачной целлулоидной пластины 1 с соотношением сторон 1: 2, имеющей с внутренней стороны выемку в виде полукруга для перемещения в ней конца 2 линейки Б на оси 3, расположенной посредине длинной стороны пластины, что позволяет прикладывать транспортир к рейсшине как длинной, так и короткой его стороной, при одинаковом удалении оси 3 от рейсшины.

С внутренней стороны на пластину

1 нанесены: транспортирная градуировка 4, радиус 5 (перпендикулярный основанию транспортира) и перспективные шкалы б, схема построения которых изображена на фиг. 4.

Снаружи пластина имеет концентрическую выемку 7 (фиг. 1), скошенные края которой предназначены для нанесения на них легко стирае241 № 68878

Фиг. 1 мых временных вспомогательных шкал или карандашных отметок.

Для удобства совмещения оси транспортира с линиями, пластина снабжена скосами 8.

Линейка Б имеет скошенные края 9, являющиеся визирными линиями, продолжения 10 которых нанесены на части 2 линейки для производства по ним отсчета.

Оси поворота линейки 3, 3 совпадают с визирными линиями 10 (фиг. 1) и расположены на линейке в прорезе

11 (фиг. 3) с полукруглыми концами, допускающем установку линейки на визирную линию любой из сторон.

Линейка снабжена приливами 12.

Вдоль линейки перемещаетсч ползунок 13 (фиг. 2), который прижимает болтик 14 к полукруглому краю прореза 11 (фиг. 3), закрепляя тем самым ось вращения линейки.

Линейка устанавливается на ось транспортира (болтик 14) и при помощи винтовой пружины 15 (фиг. 2), двух шайб 1б, гайки и контргайки 17 прижимается к транспортиру.

Для перестановки линейки с одного центра на другой ползунок 13 передвигается в обратную от центра сторону до полного освобождения прореза 11, линейка сдвигается на другой центр и обратное перемещение ползунка 13 прижимает болтик к другому краю прореза.

Предмет изобретения

Транспортир для перспективного черчения, состоящий из прямоугольной пластины с нанесенной на нее транспортирной градуировкой и шарнирно соединенной с ней арматурными деталями линейки, визирная сторона которой проходит через центр транспортира, от ли ч а ющий с я тем, что на пластине, кроме транспортирной градуировки, имеются еще концентрические перспективные шкалы, одна из которых, будучи рельефно вдавленной в пластину, оставлена чистой для рабочих отметок от руки, а линейка в своем теле имеет межосевой прорез с двум,". приливами, допускающий при наличии арматурных деталей с ползунком осуществлять перемещение линейки и ее вращение около любого из двух центров, каждый из которых совпадает с визирной линией одной из двух рабочих сторон линейки.