Устройство для учета ресурса транспортных машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(i ц 688910

ОП КСАН И Е

ИЗОЬЕЕт ЕНИЯ

К ABTQPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (2) Заявлено 22.02.78 (21) 2583335 18-24 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.09.79. Бюллетень № 36 (45) Дата опубликования описания 30.09.79 (51) и. Кл.е

G 07С 5/10

Государственный комитет (53) УДК 621 178 (0ss.s) по делам изобретений и открытий (72) Авторы

iëoáðåòåíèH

И. Ф. Дьяков, 1О. А. Журавлев и H. Н, Старцев

Ульяновский политехнический институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЧЕТА РЕСУРСА

ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН

Изобретение относится к приборостроению, а именно к устройствам для определения технического ресурса тяговотранспортных машин, например автомобилей в процессе эксплуатации, и может быть использовано в качестве автономного устройства, встраиваемого в диагностическую систему при определении технического состояния двигателя.

Известно устройство для определения технического ресурса транспортных машин, учитывающих пробег илп моточасы, содержащее датчики по числу учитываемых парамстров и счетчики (1).

Недостаток устройства заключается в низкой его точности.

Наиболее близким по технической сущности к изобретешпо является устройство для учета ресурса машин, содержащее датчики оборотов колеса и вала двигателя, генератор импульсов постоянной частоты, компаратор, делитель частоты, блок умножения и последовательно соединенные усилитель, шаговый двигатель и механический счетчик (2).

К недостатку этого устройстга относится низкая его точность.

Цель изобретения — повышение точности устройства.

Это достигается тем, что в устройство, содержащее датчики оборотов колеса и вала двигателя, делитель частоты, генератор постоянной частоты и последовательно соединенные усилитель, шаговым двигатель и счетчик, введены датчик загрузки дьпгателя, генератор переменной частоты, блок умножения и реверспвный счетчик. Датчик загрузки двигателя подключен к первому входу генератора персменной частоты, выход которого соединен с первым входом делителя частоты, второй вход делителя частоты — к датчику оборотов колсса, и выход — к первому входу блока умножения, второй вход которого соединен с датчиком оборотов вала двигателя, а третий вход подключен к одному из выходов блока управления. Другие выходы блока управления соединены с вторым входом генератора переменной частоты, с третьим входом делителя частоты и с первым B îäoì реверсивного счетчика, второй вход которого подключен и выходу блока умножения.

Третий вход реверсивного счетчика соединен с генератором постоянной частоты, а выход — с входом усилителя.

За счет этого устройства более точно учитывается технический ресурс автомобиля при различных режимах нагруження.

688910

Величина ресурса деталей определяется формулой

t=n

L (A) = ч i к р "ä"â

r=o кол где к — коэффициент пропорциональности; р — показатель загрузки двигателя; п„, — число боротов двигателя; и„,„— число оборотов выходного вала коробки передач.

На чертеже дана структурная схема устройства.

Она содержит датчик 1 загрузки двигателя, датчики 2 и 3 оборотов колеса и вала двигателя соответственно. Синхронность работы датчиков осуществляется блоком 4 управления. Для преобразования выходного,напряжения с датчика загрузки двигателя подключен генератор 5 переменной частоты. Число импульсов с генератора переменной частоты делится на число оборотов колеса с помощью делителя 6 частоты, выходной сигнал которого умножается в блоке 7 умножения на число оборотов дьигателя. Переменный режим работы автомобиля функционально связан с реверсивным счетчиком 8. Постоянный коэффициент пропорциональности прибора определяется генератором 9 постоянной частоты. Для регистрации числа предусмотрен счетчик 10 с приводом от шагового двигателя 11 через усилитель 12 сигнала.

Устройство работает следующим образом.

При движении автомобиля датчик 1 загрузки двигателя выдает электрический сигнал, который с помощью генератора 5 переменной частоты преобразуется в частоту, пропорциональную загрузке двигателя, и поступает на переменный делитель 6 частоты. Деление производится на число оооротов колеса, связанного через трос спидометра с датчиком 2. Выходной сигнал делителя 6 умножается в блоке 7 на величину частоты вращения вала двигателя, соединенного через вал прерывателя-распределителя с датчиком 3. Выходной сигнал с блока умножения, пропорциональный величине P "", поступает на реверсивный. счст КОЛ чик 8, который фиксирует переменную скорость поступления сигналов пропорционально внешней нагрузке автомобиля.

При движении автомобиля накатом сигнал поступает от датчика 2 оборотов колеса через делитель 6 переменной частоты, блок 4 управления на реверсивный счетчик

8, вход которого соединен с генератором 9 постоянной частоты, выражая коэффициенг пропорциональности К. Выходной сигнал с

l0

20 )5 . 0

10 !

60 реверсивного счетчика 8 независимо от вида движения автомобиля усиливается в усилителе 12. От каждого поступающего сигнала якорь шагового двигателя поворачивается на определенный угол, приводя в движение счетчик 10. Синхронность работы делителя 6 частоты и датчиков 2 и 3 осуществляется блоком 4 управления, который дает сигнал на запуск работы блоков 6 и 7.

Использование изобретения позволит учитывать пробег автомобиля при различных

Ilагрузочных условиях, оказывающих влияния на технический ресурс агрегатов. По показаниям счетчика можно своевременно проводить техническое обслуживание независимо от категории дорог, так как скорость вращения шагового двигателя зависит от степени нагружения автомобиля, с изменением которой изменяется частота поступления импульсов с датчиков 1, 2 и 3.

Практика показывает, что своевременность проведения технического обслуживания обеспечивает повышение надежности автомобиля на 80О/о.

Формула изобретения

Устройство для учета ресурса транспортных машин, содержащее датчики оборотов колеса и вала двигателя, делитель частоты, генератор постоянной частоты и последовательно соединенные усилитель, шаговый двигатель и счетчик, отл и ч а ю ще ес я тем, что, с целью повышения точности устройства, в него введены датчик загрузки двигателя, генератор переменной частоты, блок умножения и реверсивный счетчик, датчик загрузки двигателя подключен к первому входу генератора переменной частоты, выход которого соединен с первым входом делителя частоты, второй вход которого подключен к датчику оборотов колеса, а выход — к первому входу блока умножения, второй вход которого соединен с датчиком оборотов вала двигателя, а третий вход подключен к одному из выходов блока управления, другие выходы которого соединены с вторым входом генератора переменной частоты, с третьим входом делителя частоты и с первым входом реверсивного счетчика, второй вход которого подключен к выходу блока умножения, третий вход реверсивного счетчика соединен с генератором постоянной частоты, а выход— с входом усилителя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 114811, кл. G 07С 3/10, 24.07,57.

2. Патент Франции ЛЪ 2230023, кл. G 07С

3/10, 1975 (прототип).

688910

Составитель Н. Баганова

Техред Н. Строганова

Корректор Е. Осипова

Редактор И. Грузова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2367/8 Изд. М 590 Тираж 681 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5