Устройство для регулирования скорости электродвигателя постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
688975
Союз Советских
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.02.77 (21) 2452339/24-07 (1) Ч
Н 02Р 5/16 с присоединением заявки ¹
Государственный комитет (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.09.79. Бюллетень № 36 (45) Дата опубликования описания 30,09.79 (53) УДК 621.316.718.5 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
А, А. Брожат, В. В. Алещенко и А. М, Геращенко (71) Заявитель
Институт механики металлополимерных систем
АН Белорусской ССР (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования и стабилизации скорости электродвигателей постоянного тока.
Известно устройство для регулирования скорости электродвигателя постоянного тока со стабилизацией скорости за счет обратной связи по величине противо-ЭДС (1).
Недостаток устройства состоит в неустойчивой работе двигателя на низких оборотах.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для регулирования скорости электродвигателя постоянного тока, содержащее включенный последовательно с обмотками двигателя силовой управляемый выпрямитель, параллельно которому включена составленная из последовательно соединенных ограничивающего резистора, первого переменного резистора и конденсатора цепочка, причем точка соединения первого переменного резистора и конденсатора подключена к одному из выводов второго пепеменного резистора и одновременно через пороговый элемент соединена с управляющим электродом силового управляемого выпрямителя, а к точке соединения ограничивающего резистора и первого переменного резистора подключена стабилизирующая цепочка (2J.
Недостатками известного устройства являются необходимость компенсации колебаний напряжения питающей сети во всем диапазоне регулирования скорости, а также невысокая надежность работы.
Цель изобретения — повышение надежности и стабилизация скорости при изменении нагрузки на валу электродвигателя, а также при колебаниях напряжения питающей сети.
Поставленная цель достигается тем, что стабилизирующая цепочка содержит четыре диода, соединенных по мостовой выпрямительной двухполупериодной схеме, в диагональ постоянного тока которой включен стабилитрон, а другой вывод второго переменного резистора соединен с обмотками двигателя.
На чертеже показана принципиальная схема устройства.
Реактивный ограничитель 1 тока и силовой управляемый выпрямитель 2 включены последовательно с обмоткой якоря 3 и последовательной обмоткой 4 возбуждения двигателя, которые зашунтированы обратным диодом 5. Независимая обмотка 6 возбуждения получает питание от нерегулируемого источника постоянного тока. Параллельно силовому управляемому выпрямите30 лю 2 подключены соединенные последова688975 тельно ограничивающий постоянный резистор 7, первый переменный резистор 8 и накопительный конденсатор 9. К управляющему электроду силового управляемого выпрямителя подключен пороговый элемент 10. Параллельно обмоткам 3 и 4электродвигателя и конденсатору 9 подключен второй переменный резистор 11. Стабилизирующая цепочка выполнена в виде выпрямнтельного моста на диодах 12, 13, 14 и
15, в диагональ по постоянному току которого включен стабилитрон 16, и подключена параллельно резисторам 8 и 11.
Устройство работает следующим образом.
При подаче на схему напряжения заряжается конденсатор 9 через резисторы 7, 8 и обмотки 3 и 4 электродвигателя.
По достижении на конденсаторе 9 напряжения, при котором переключается пороговый элемент 10, на управляющий электрод силового управляемого выпрямителя 2 подается импульс тока, силовой управляемый выпрямитель 2 открывается, и на обмотки
3 и 4 двигателя подается напряжение.
Фазу управляющих импульсов (а следовательно, и число оборотов) регулируют при помощи переменного резистора 8, а величину обратной связи — переменным резистором 11, причем устанавливается она один раз в зависимости от технических характеристик электродвигателя и в дальнейшем не изменяется.
Стабилизация скорости происходит следующим образом. При увеличении (уменьшении) нагрузки на валу двигателя противо-ЭДС его уменьшается (увеличивается).
Соответственно происходит автоматическое смещение фазы управляющих импульсов, вследствие чего увеличивается или уменьшается порция энергии, подаваемой на электродвигатель. Стабилизация времени заряда конденсатора 9 при колебаниях напряжения питающей сети осуществляется
l0
l5
40 по переменному току по цепи: органичивающий резистор 7 — диод 12 — стабилитрон 16 — диод 15 (при одной мгновенной полярности питающего напряжения), и по цепи: диод 14 — стабилитрон 16 — диод
13 — резистор 7 при смене полярности.
Формула изобретения
Устройство для регулирования скорости электродвигателя постоянного тока, содержащее включенный последовательно с обмотками двигателя силовой управляемый выпрямитель, параллельно которому включена составленная из последовательно соединенных ограничивающего резистора, первого переменного резистора и конденсатора цепочка, причем точка соединения первого переменного резистора и конденсатора подключена к одному из выводов второго переменного резистора и одновременно через пороговый элемент соединена с управляющим электродом силового управляемого выпрямителя, а к точке соединения ограничивающего резистора и первого переменного резистора подключена стабилизирующая цепочка, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и стабилизации скорости при изменении нагрузки на валу электродвигателя, а также при колебаниях напряжения питающей сети, стабилизирующая цепочка содержит четыре диода, соединенных по мостовой выпрямительной двухполупериодной схеме, в диагональ постоянного тока которой включен стабилитрон, а другой вывод второго переменного резистора соединен с обмотками двигателя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Тиристоры. Технический справочник.—
Под ред. В. А. Лабунцова, «Энергия», М., 1971, с. 254, рис. 10 — 3.
2. Патент США № 3634874, кл. 318 — 345, 1972.
688975
Составитель Н. Корева
Техред А. Галахова Корректор Л. Брахнина
Редактор Т. Рыбалова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2204/11 Изд. № 567 Тираж 866 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5