Антифрикционная смазка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 21,01.76 (21) 2332526/23-04 с присоедйнением заявки ¹ (23) Приоритет—

С)публнкоаано 051 079. Бюллетень № 37

Дата опубликования описания 08.1079

Союз Севетскнк

Социалистических т еспублик

<1Ц 690063

{51)М, )(л.2

С 10 М 5/02

С 10 М 5/10

С 1О М 5/18

Государственный комитет

СССР по делан изобретений и открытий (53) УДК 621.892 (088 . 8) (72) Авторы

H3O6p9T9HH$I Д. Н. Гаркунов, Б .Д. Хархасов и Г. П. Шпеньков аучно-исследовательский институт прикладных физических эаявитель проблем при Белорусском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. В.И.Ленина (54 ) А ЯТИФРИКЦИОННА Я СМАЗКА

Изобретение-относится к области смазочных материалов, применяемых в машиностроении и приборостроении.

Широко известны в промышленности смазочные материалы на основе пластичных смазок с добавлением порош.ков металлов (олова, меди, свинца, цинка и др.), которые улучшают эксплуатационные свойства пластичных смазок, снижают трение и износ, улуч шают электропроводность (1).

Однако известные смазки имеют недостаточно высокие антифрикционные свойства.

Из описанных в литературе смазок наиболее близкой к заявленной является антифрикционная смазка (2), которая содержит укаэанные ингредиенты в следующих количествах, вес.Ъ: мелкодисперсные порошки металлов (размером до 100 мкм): олова, свинца, меди, цинка или сплавов на их основе 5-60 пластичная смазка (ЦИАТИМ-201 или

ЦИАТИМ-203 остальное

Однако противозадирные и антифрикционные свойства укаэанной смазки невысоки, что ограничивает ее широкое применение. Кроме того, такие смазки недостаточно эффективны в узлах тре- ния, через которые проходит электри.ческий ток (например, в скользящих электрических контактах), в силу того, что они не обеспечивают стабильное.контактное сопротивление, Работа контактов с применением укаэанных смазок сопровождается искрением, шумами и т,п. Кроме того, нестабильность контактного сопротивления приводит к электрической эрозии, вследствие чего уменьшается износостойкость контактных пар.

Целью изобретения является создание такой антифрикционной смазки, ко. торая обеспечила бы высокую износостойкость пар трения и повысила бы

20 электропроводящие свойства контакта сопряженных riap..Для достижения указанной цели антифрикционная смазка на основе

25 пластичной смазки и йорошка меди дополнительно содержит политрифторхлорэтилен (Фт.-З) или политетрафторэтилен (Фт.-4), при этом содержание всех указанных ингредиентов должно

3О быть в следующих соотношениях,вес.%:

690063

Таблица 1

П ра трения диск — палец ; материау Бр. Б2-Бр ° ц скорость скольжения 0,02 м/с; P-500 г/см ; плотность тока 5 А/см е а н п я

Смазка

ЦИАТИМ-201+10% Си

ЦИАТИМ-201+13 Си

ЦИАТИМ-201+30% Си

3i 31

4,5

5,25

5,2

4,78

4,8

ЦИАТИМ-201+10% Си+5% Фт.— 3

ЦИАТИМ-201+10Ъ Си+3% Фт.-З

0,34

0,71

1i0

0,6

ЦИАТИМ-201+1Ъ Cu+0,,1% Фт.-З

ЦИАТИМ-201+1% Си+10% Фт.-З

ЦИАТИМ-201+30% Cu+0,1 Фт,-3

2,11

3,2

0,73

2,54

2,4

3,5

ЦИАТИМ-201+30% Cu+10% Фт.-З

2,9

ЖЙ ВЗФ. Ой

Таблица 2

Реальная пара трения кольцо-гребенка ВКУ; материал Бр. Б2-Бр. Б2; скорость скольжения - 2,0 м/с;

Р— 650 г/см; плотность тока — 50 А/см

Смазка

5,0

4,6

5,3

OKB-1 22-7+1% Си

ОКБ-122-7+10% Си

ОКБ-122-7+30% Си

1 85

1,53

1,67

0,75

ОКБ-122-7+1% Cu+0, 1% Фт ° -3

ОКБ-122-7+1% Cu+10Ú Фт.-3

OKB-122-7+10% Си+5% Фт. -3

0,45

1,24

3,5

1,0

Порошок меди 1-30

Политрифторхлорзтилен или политетрафторэтилен(Фт.-З или Фт.-4) 0,1-10

Пластичная смазка до 100

В качестве пластичной смазки рекомендуется использовать товарные мыпьные или углеводородные пластичные смазки ЦИАТИМ-201 или ОКБ-122-7.

Антифрикционную токопроводящую смазку готовят введением порошка меди и Фт.-З или Фт.-4 в пластичные смазки ЦИАТИМ-201 или ОКБ-122-7 при комнатной температуре..для получения смазок приготовлены различные рецептуры, содержащие порошок меди, Фт, — 3 или Фт.-4 на основе пластичных смазок ЦИАТИМ-201 или

ОКБ-122-7.

Полученные смазки наряду с известными испытывали при трении контактных пар из однородных и разнородных материалов (бронза — бронза, медь бронза, бронза — сталь, чугун — сталь и др.) при пропускании тока и в обесточенном режиме.

В табл. 1-3 приведены данные по интенсивности износа и контактному

"..îïðîòèâëåíèþ предлагаемой смазки в пределах заявленных соотношений с использованием минимальных и максимальных концентраций в сравнении с известной смазкой.

690063

Продолжение. табл. 2

Смазка

ОКБ-122-7+10% Cu+3% Фт.-З

ОКБ-122-7+10% Си+1Ъ Фт.-З

0,91

0,7

О,б

0,34

ОКБ-122-7+30% Cu+0.,1% Фт.— 3

ОКБ-1 22-7+3 0 Ъ C u+1 0% Фт . — 3

3,0

1, 12

0,58

2,1

Таблица 3

Пара трения ходовой винт-гайка (сталь

45-чугун АСч-1) поперечно-строгального станка, число оборотов 60 об/мин; осевая нагрузка 2500 Н; длина пути трения 1120 м /40 часов работы/.

Смазка

0,19

ЦИАТИМ-201+1Ъ Си

ЦИАТИМ-201+10Ъ Си

ЦИАТИМ-201+30% Си

301

0,19

0,19

393

10

0,13-0,14

ЦИАТИМ-201+1Ъ Cu+0,1% Фт,-4

ЦИАТИМ-201+1% Си+10Ъ Фт.-4

ЦИАТИМ-201+10% Си+5% Фт.-4

ЦИАТИМ-201+10% Си+ЗЪ Фт,-4

ЦИАТИМ-201+10% Cu+1Ú Фт.-4

ЦИАТИМ-201+30% Cu+0,1Ъ Фт.-4

ЦИАТИМ-201+30% Cu+10Ú Фт,-4 г

Как видно из таблиц, величины интенсивности износа и контактного сопротивления при использовании 45 предлагаемой смазки значительно меньше, чем те же величины при использовании известной смазки.

Применение предлагаемой антифрикционной смазки в скользящих электрических контактах значительно улучшает их работоспособность при различных условиях эксплуатации (изменении удельного давления, скорости относительного скольжения, плотности пропускаемого тока) для разных контактных пар. Контактное сопротивление имеет малую величину и стабильно на протяжении всего периода испытаний

Состав, содержащий фторопласт-3, .одновременно снижает контактное со- 60 противление (что очень важно для электрических контактов) и в то же время увеличивает износостойкость различных узлов трения. В случае при менения фторопласта-4, увеличивается 65 лишь износостойкость узлов трения, как например, это реализуется в паре хоДовой винт — гайка поперечно-строгальных станков.

Оптимальная величина добавок фторопласта-3 или фторопласта-4 зависит от вида пластичной смазки, содержания в ней медного порошка, применяемых пар, режнмов трения, величины пропускаемого тока.

Предлагаемая антифрикционная смазка позволит повысить надежность и долговечность различных узлов трения,. в том числе электрических контактных устройств, что особенно важно в современном машиностроении и приборостроении.

Формула изобретения

Антифрикционная смазка на основе пластичной смазки и порошка меди, отличающаяся тем, что, с целью повышения износостойкости смазки, она дополнительно содержит политрифторхлорэтилен нли политетра690063

О, l-l0 до 100

Составитель Е. Пономарева

Редактор С. Лазарева Техред Н.Вабурка Корректор Н, Рорват.

Тираж 609 Подписное

ПНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 5909/24 филиал ППП Патент, r ужгород, ул. Проектная, 4 фторэтилен при следующем содержании компонентов, вес.Ъ:

П орошок меди 1-30

Политрифторхлорэтилен или политетрафторэтилен

Пластичная смазка

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Синицын В.В. Подбор и применение пластичных смазок. М., Химия, 1974. с. 111-114.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 179409, кл. С 10 М 5/02, 1962.