Способ определения упруго-фрикционных характеристик кольцевых демпферов сухого трения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
, i;; ryan,, Союз Советсимк
Социалкстнческкк республик
A Й Й " <-щ 89 ОЗ5 О
ИЗОБРЕ7ЕИ ИЯ (6f ) Дополнительное авт. свмд-sy (51) М., Кд.
С 01 М 7/00 (22) Заявлено 22.12.7G(21) 243955 1/18-28 с присоединением заявки РЙ
Государстве»нье комнтет
СССР но делам »зооретен»й
» открмтн» (23) Приоритет
Опубликовано 05.10.79.Бюллетень М 37
Дата опубликования описания 10.10.79 (53) УД 620.178. .3 1 1.6 (088.8) (72) Авторы изобретения
Ю. К. Пономарев и В. А, Антипов
Куйбышевский ордена Трудового Красного Знамени авиационный институт ш тени академика С. П. Королева (7I ) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УПРУГО-ФРИКЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
КОЛЬЦЕВЫХ ДЕМПФЕРОВ СУХОГО ТРЕНИЯ
Изобретение относится к исследованию жесткостных и демпфирующих характеристик демпферов сухого трения и может быть использовано в машиностроении для гашения колебаний в опорах роторов.
Известен способ исследования упруго5 фрикционных характеристик кольцевых . демпферов опор роторов турбомашин, заключаютцийся в том, что демпфер устанавливают s коаксиальный зазор между двух колец, создают постоянную и вращающую- .то ся составляющие сил, действующих на демпфер, регистрируют момент сопротивления процессионному движению, возникающий на одном иэ колец, и вычисляют по т5 укаэанным параметрам величину рассеиваемой энергии за один оборот вращающейся составляюше силы (1 .
Однако таким способом нельзя определить степень анизотропии упруго-фрикционных характеристик неиэотропных демпферов.
Наиболее близким к иэобрететппо по технической сущности и достигаемому эффекту является способ определения упруго-фрикцио нных характеристик кольцевых демпферов сухого трения, заключающийся в том, что демн сухого трения с нагрузочньж устройством, имитирующим постоянную силу, помешают в зазор между установленной с возможностью поворота относительно своей оси обоймой и подшипником, расположенным на валу, нагружают системой спл, регистрируют величины этих сил, направления их действия и определяют деформашпо демпфера f2) .
Однако известный способ не позволяет получить объем пнформатпш, достаточный для определения анизотропии упругофрикционных характеристик неизотропных джмпферов.
Цель изобрететптя — увеличение объема получаемой пнформапии.
Укаэанная пель достигается тем, что к обой е крепят демпфер, поворачивают его относительно неподвижно установленного нагруэочного устройства, имитируюmего инерционную силу вала,, регистрирую.
3 69ОЗ вт направления действия сил по углу поворота обоймы относительно неподвижно установленного нагрузочного устройства, деформацию демпфера определяют в двух взаимно перпендикулярных направлениях, но. результатам измерений рассчитывают жесткость и рассеиваемую в различных направлениях энергию, по которым определяют упруго-фрикционные характеристики демпферов. <о
На чертеже приведена схема установки и нагружения демпфера.
Способ реализуется с помощью устройства, которое содержит демпфер 1, установленный в коаксиальном зазоре э между подвижной обоймой 2 и подшипником 3, установленным на валу 4. На обойме закреплена шкала 5 для измерения углового положения демпфера.
Нагружение осуществляется нагрузоч- 20 ным устройством (на-черт. не показано) .для создания постоянной силы 6 и для имитации вращающейся составляющей С .сины.
Способ осуществляется следуюшим образом.
Для определения упруго-фрикционных
; характеристик кольцевых демпферов су;хого трения к обойме 2 крепят демпфер
1, поворачивают его относительно неподЗо вижно установленного нагрузочцого устройства, регистрируют направление действия сил по углу поворота обоймы 2 относительно неподвижно установленного нагрузочного устройства, деформацию демцфера 1 определяют в двух взаимно перпендикулярных направлениях, по результатам измерений рассчитывают жесткость и рассеиваемую .в различных направлениях
4О энергию, по которым и определпот упругофрикционные характеристики демпферов.
Изобретение позволяет получить бом иную информацию при испытаниях роторов
50 4 с демпферами и определить анизотропию упруго-фрикционных характеристик неизотропных демпферов.
Формула изобретения
Способ определения упруго-фрикпионных характеристик кольцевых демпферов сухого трения, заключающийся в том, что демпфер сухого трения с нагрузс чным устройством, имитирующим постоянную силу, помешают в зазор между установленной с воэможностью поворота относительно своей оси обоймой и подшипником, расположенным на валу, нагружают системой сил, регистрируют величины этих син, направления их действия и определяют .деформацию демпфера, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью увеличения объема получаемой информапли, к обойме крепят демпфер, поворачивают его относительно неподвижно установленного нагрузочного устрОйства, имитирующего инерционную силу вала, регистрируют направления действия сил по углу поворота обоймы относительно неподвижно установленного нагрузочного устройства, деформацйю демпфера определяют в двух взаимно перпендикулярных направлениях, по результатам измерений рассчитывают жесткость и рассеиваемую в разничных направлениях энергию, по которым определяют упруго-фрикционные характеристики демпферов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Вибрационная прочность и надеж ность двигателей и систем летательных аппаратов. Труды КуАН вып. XXXQI
1969„c, 124-127.
2. Вибрационная прочность и надежность авиационных двигателей. Труды
КуАИ, вып. XIX, 1965, с. В1-92.
690350
Составитель Ю. Рождественский
Редактор С. Головенко Техред H. Ковалева КорректорМ. Шарощи
Заказ 5953/39 Тираж 1090 Подписное
UHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушскаа наб., д. 5/4
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектнаи, 4