Способ оценки ровности покрытий

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОНИ(: A H И Е

И 3 О ВУ.Е Т ЕН И Я

Союз Советсмии

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-еу (22) Зайалеио 21.02.77 (2>) 2455395/29-33 (51) М. Кл.2 с присоедииеиием занеки №вЂ”

G 01 N 19/08

G 01 N 21/22

Государственный комнтет

СССР но делам нзобретеннй н открытнй (23) Приоритет—

Опубликое аио 0 5,1 0 7 9, Бюллетень ¹ 3 7 (53) УДК б 2 1 . 0 36 (088.8) Дата опубликования описания 10. 10. 79

А, П. Лисовец, A. A. Ищенко и A. М. Стефанцев (71) ЗдйеитеЛЬ Научно-исследовательский институт строительных конструкций

Госстроя СССР (54 ) СПОСОБ ОЦЕНКИ РОВНОСТИ ПОКРЫТИЙ полос аэродрома, включающий смачивание контролируемой поверхности жидкостью (2) . Этот способ ближе к изобретению. О дефектах контролируемой поверхности судят по визуальному контролю за состоянием эмалеобразного слоя, наносимого на поверхность.

Известен другой способ оценки ровности покрыгий, преимущественно автомобильных дорог и взлетно-посадочных

Изобретение касается контроля поверхностей покрытий и может быть испол ь зов ано при оце н к е микро профиля дорог или взлетно-посадочных полос аэродромов.

Известен способ контроля микропрофиля дорог, основанный на автоматической сортировке объектов по цвету, включающий определение интенсивности отраженного от поверхности контролируемого объекта потока света определенной области спектра с корректировкой отраженного потока света по размерам объекта, преимущественно по его длине (1). 1S

Применение гакого способа для оценки микропрофиля контролируемой поверхности требует предварительной окраски впадин или выступов, поэтому он неудобен из-за сложности и трудоемкости цветового представления рельефа контролируемой поверхности.

Кроме того, при использовании такого способа может быть дана лишь односторонняя оценка распределения неровнос- 25 тей по длине беэ учета их высоты.

Использование такого способа при оценке ровности дорог взлетно-посадочных полос аэродромов не дает точной оценки микропрофиля контролируемой поверхности.

Цель изобретения — повышение точности оценки микропрофиля дорог.

Это достигается тем, что в cIIoco бе оценки ровности покрытия, преимущественно автомобильных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов, включающем смачивание контролируемой поверхности жидкостью, контролируемую поверхность после смачивания жидкостью сушат при температуре выше кипения смачивающей жидкости и одновременно при этом с помощью передвижных устройств с первичными преобразователями регистрируют состояния контролируемой поверхности, затем сигналы первичных преобразователей подают на сумматор и спектральный

690370 анализаторы, причем суммарныЯ сигнал обрабатывают статическими методами и Ilo нему судят об относительноЯ величине неровностей, а о распределении однородных неровностей судят по изменению спектральных плотностей 5 каждого из сигналов, вычисленных с помощью спектральных анализаторов.

На фиг. 1 показаны различные состояния поверхности дороги (П вЂ” состояние смоченной поверхности дороги 10 в начале сушки,, а также S и f сигнал переднижного (фоторегистрирующего) устройства и кривая спектральной плотности, соотBcTстнующие этому состоянию; П вЂ” состояние поверхности в следующую стадию сушки и соотнетствующие этому сигнал S< и кривая

f>, П< — состояние поверхности на

N-ной стадии сушки и соответствующие ему сигнал Б„ и кривая f ); на фиг. 2 — пример возможной технической реализации способа, и на фиг. 3 структурная схема передвижного устройства для оценки фикпрофиля контролируемой поверхности.

Контролируемую поверхность 1 дороги интенсивно смачинают жидкостью, наПример водой, с добавкой цветового индикатора наличия воды, например

К Рв 7, чувствительного к следам воды. При этом но впадинах скапливается большее количество жидкости, чем на выступах. Эа тем поверхность сушат прн температуре выше кипения воды и последняя постепенно испаряется, причем ныступы высыхают и нагреваются 35 быСтрее и на контролируемой поверхности появляются участки с окраской и тепловым излучением, отличными от окраски и теплоного излучения влажноЯ поверхности (фиг. 1 состояние 40

П1) . Перемещая передвижное (фотоэлектрическое) устройство вдоль контролируемой поверхности 1, регистрируют состояние окраски по линии

2. При этом получают си гнал Б, который регистрируют и одновременно подвергают спектральному анализу.

Характер кривой Й,1 сйзктральной плотности, ее крутизна и координаты пика (Р, М1) указывают на распределение выступов на контролируемой поверхности. При этом уровни 3 и 4 сигнала

S устройства отвечают соответственно цвету сухой и влажной поверхности.

Постепенное испарение воды при нагреве приводит к более интенсивному изменению вкладов окраски и температурных зон на контролируемой поверхности (фиг. 1 — положение П ).

И операция регистрации состояний окраски контролируемой поверхности пон- 60 торяется аналогично описанной.

В заключительной стадии сушки (состояние П„) на контролируемой поверхности жидкость остается в наивно лее глубоких впадинах и при этом 65 наблюдается преобладание цветовой окРаски, соотнетствующея сухой поверхности . А кривая и характери.зует Распределение наиболее глубоких впадин на контролируемой поверхности дороги.

Сигналы передвижных (фотоэлектрических ) устройств складываются и полученная таким образом кривая S +

+ °.... °

S> + ...... Я соответствует микро1 профилю контролируемой поверхности.

Использование в качестне смачивающей жидкости воды с добавкой цветового индикатора, чувствительного к следам воды, повышает отличие в окраске сухого и влажного участков контролируемой поверхности. Это исключает влияние цветовых включений на сухих участках поверхности на результаты оценки ровности и позволяет использовать менее чувствительные первичные фотоэлектрические преобразователи.

Кривую S< + Б + .....Б можно получить с помощью передвижного вдоль контролируемой поверхности устройства, в качестве первичного преобразователя которого будет использован болометр, регистрирующий инфракрасные излучения от неодинаково нагретых впадин и выступов. Такую регистрацию необходимо производить непосредственно после интенсивного нагрева и высыхания поверхности. При этом в качестве смачинающеЯ жидкости можно использовать воду, а болометр должен обладать малой инерционностью и высокой чувствительностью для улавливания разности инфракрасных излучений от выступов и впадин.

Первичные преобразователи 5, 6, 7, 8 (фиг. 2) фотоэлектрических устройств установлены на раме длиннобазоного транспортного средства 9, которое снабжено аппаратурным отсеком 10, лейками 11, устанонленными впереди транспортного средства и сообщенными с емкостью 12 для жидкости. На транспортном средстве 9 также установлены нагревательные элементы 13, расположенные перед первичными преобразователями 5, 6, 7 и 8, и сообщенные с емкостью 14 для топлива.

При регистрации микропрофиля по интенсивности инфракрасных излучений от впадин и выступов в качестве первичных преобразователей может быть использован один болометр, устанавливаемый на транспортном средстве по месту установки первичного преобразователя 8.

Оборудонанное таким образом транспортное средство 9, перемещаясь вдоль контролируемой поверхности 1, смачивает ее жидкостью. Нагревательные элементы 13 сушат контролируемую поверхность 1, а первичные преобразователи 5, 6, 7 и 8 регистрируюT

690 370 ее состояние. Сигналы первичных преобразователей подают в аппаратурный отсек 10 и обрабатывают соответствующим образом.

При таком варианте реализации способа необходимо сигналы первичных преобразователей суммировать с соответствующими задержками, зависящими от положения преобразователей на транспортном средстве.

Фотоэлектрическое устройство для оценки микропрофиля контролируемой поверхности (фиг. 3) содержит первичные преобразователи 5, 6, 7 и 8, блоки 15, 16 и 17 регистрации сигналов, носитель 8 информации, блоки 19, 20 и 21 воспроизведения, сумматор 22, регистрирующее устройство 23 и спектральные анализаторы 24. Расстояния а, в и с между регистрирующими блоками 15, 16 и 17 и блоками 19, 20 и

21 воспроизведения выбираются в зависимости от положения первичных преобразователей 5, 6 и 7 на транспортном средстве 9. Носитель 18 информации, проходя эти расстояния, обеспечивает требуемую задержку в сложении сигналов, снятых в разное время с одного участка контролируемой поверхности. Скорость передвижения носителя информации и подачи топлива к горелкам регулируют в зависимости от скорости перемещения первичных преобразователей, т. е. транспортного средства 9.

Си гн алы первичных преобра зо ват елей 5, 6 и 7 регистрируют с помощью блоков 15, 16 и 17 на подвижном но.сителе 18 информации. Зарегистрированная информация воспроизводится блоками 19, 20 и 21 с задержками, равными — — и — где V„скочн чи чн рость передвижения носителя информации, и подается на сумматор 22.

Сигнал последнего первичного преобразователя 8 подается на сумматор 22 без задержки. Сумматор 22 складывает поступившие сигналы и суммарный сигнал регистрируется устройством

23. Полученную таким образом информацию обрабатывают известными статичеокими летодами. Кроме того, сигналы первичных преобразователей 5, 6, 7 и 8 подают на спектральные ана5 лизаторы ?4 и полученную кривую спектральной плотности регистрируют.

Суммарная кривая, полученная таким образом, отражает относительные величину и распределение неровностсй

fQ на контролируемой поверхности. Для определения масштабов такой кривой необходимо протарировать используемое устройство на поверхности с известным микропрофилем.

Формула изобретения

Способ оценки ровности покрытий, преимущественно автомобильных дорог и взлетно-посадочных полос аэродро20 мов, включающий смачивание контролируемой поверхности жидкостью, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности оценки микропрофиля, контролируемую поверхность после смачивания жидкостью сушат при температуре вале кипения смачивающей жидкости и одновременно при этом с помощью передвижных устройств с первичными преобразователями регистрируют состояние контролируемой поверхности, затем сигналы первичных преобразователей подают на сумматор и спектральные анализаторы, причем суммарный сигнал обрабатывают статичес35 кими методами и по нему судят.об относительной величине неровностей, а о распределении однородных неровностей судят по изменению спектральных плотностей каждого иэ сигналов

Щ вычисленных с помощью спектральных анализаторов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство

Р 327401, кл. G 01 N 21/22, 1972.

2. Авторское свидетельство

9 518162, кл. G 01 N 19/08, 1970.