Стержень обмотки статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Соеетскнх

Соцналнстнческнх

Республнк

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<»69() 591 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (53)M. Кл.

Н 02 К 3/38 (22)Заявлено 07.07.76 (21) 2382142/24-07 с присоединением заявки М

Гвсударатеанный комитет

СССР па делан нэоаретенмй

»н аткрытнй (23) Приоритет—

Опубликовано 08,10,79. Бюллетень Ж 37

Дата опубликования описания 10.10.79 (53) УДК621.313, .322.048. 1 (088.8) (72) Авторы изобретения

Г. М. Хуторецкий, А. И. Воронцов и А. Q. Игнатьев (71) Заявитель (54) СТЕРЖЕНЬ ОБМОТКИ CTATOPA ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области эпек- тромашиностроения, а именно к конструкции стержней обмотки статора крупных электрических машин.

Известен стержень обмотки статора электрической -глашины, содержащий про5 водники и корпусную изоляцию(1).

В известном устройстве при нанесении корпусной изоляции дпя опрессовки нанесенного на поверхность стержня лака или смолы применяется термоусаживающая лента, которая под воздействием температуры при технологической обработкестержней обмотки создает сжимающее усилие, исключая тем cBMblM воэможность появп е» ния газовых включений внутри корпусной изоляции и увеличивая жесткость стержня.

Однако стержни имеют неизменную структуру сечения как в пазовой, так и в лобовой части.

Известен также стержень обмотки статора электрической машины, содержащий сплошные и полые проводники, имеющие иа концах, прилегающих к напаянным с обеих сторон стержня наконечникам, участ ки, свободные от собственной изоляции, и корпусную изоляцию(2).

Такие стержни применяются в статорных обмотках турбогенераторов с непосредственным, наприме), водяным охлаждением. Сплошные и полые проводники с целью исключения витковых замыканий покрыты собственной стеклянной изоляцией. При пайке стержней к наконечникам на концах стержней, примыкающих к наконечникам, имеются участки, свободные от собственной изоляции проводников. После припайки наконечников стержень, для придания необходимой жесткости, покрывают лаком на эпоксидной основе и запекают под давлением. Это создает на изолированных участках стержня склейку проводников между собой., Однако на участках, свободных от собственной изоляции проводников, склейки не происходит, поскольку отсутствие собственной изоляции проводников препятствует созданию адгезии скпеивающего лака

6905 с голой медью проводников. В результате не обеспечивается необходимая жесткость стержня и в процессе работы машины под воздействием вибрации лобовых частей обмотки на участках, свободных от собственной изоляции, возникают усталостные разрушения проводников.

Целью изобретения является повышение жесткости стержня.

Зля этого на участках, свободных от собственной изоляции, под слой корпусной изоляции установлены манжеты из формующегося материала, например, стеклоткани, пропитанной термореактивным составом на эпоксидных связующих.

На фиг. 1 изображен стержень обмотки статора электрической машины; фиг. 2сечение А-А фиг. 1; фиг. 3 — сечение

Б-5 фиг. 1.

Стержень обмотки ста тора электрической машины содержит сплошные проводники 1 и полые проводники 2. На конце 3 стержня, прилегающем к напаянному наконечнику 4, имеются участки 5 проводни- ков, свободные от собственной изоляпии

6. На участки, свободные от собственной изоляции, под слой корпусной изоляции 7 установлена манжета 8 из формующегося материала, например, стеклоткани, пропитанной термореактивным составом на эпоксидных связуюших. При запечке под дав91 4 лением манжета отверждается, заполняя зазоры между проводниками, обеспечивая тем самым необходимую жесткость стержня.

Стержень обмотки статора электрической машины позволяет повысить жесткость его по всей длине.

Формула изобретения

Стержень обмотки статора электрической машины, содержащий сплошные и полые проводники, имеющие на концах, прилегающих к напаянным с обеих сторон стержня наконечникам, участки, свободные от собственной изоляции, и корпусную изоляцию, отличающийся тем, что, с целью повьцпения жесткости стержня, на участках, свободных от собственной изоляции, под слой корпусной изоляции установлены манжеты из формующегося материала, например, стеклоткани, пропитанной термореактивным составом на эпоксидных связуюших.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Японии М 49-22602, кл. 55А 01, 10.06.74.

2. Москвитин А, И, Непосредственное ,охлаждение электрических машин, М., 1962, с. 29, рис. 29 а.

690591 б- b

Рог 2

Составитель В. Филатов

Редактор Ю. Челюканов Техред, М. Петко

Корректор Г. Решетник

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Закаэ 5978/51 Тираж 857 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5