Вихревая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

<»>691604

Союз Соаетсиик

Социалиетииесних

Респтблии (6! ) Дополнительное и авт. сава-ву— (22) Заявлено 07.07.77 (21) 2505920/25-06 с присоедииеииевв заявки М—

1 (Я}М. Кд.

F 04 0 17/06

ГвсуДФРвтввнявй квинтет

СССР кв девке нзобрвтвннв н втквитнй (23) Приоритет—

Оиубликюваио 15ЛО.79. ®юллетеиь М 38 (} ЯК 621.515 (088.8) Дата опублМмвайая ойисаиия 25 10.79

1 .м (72) Авторы изобретения

В. В. Самарин и Л. П. Смирнов. (7!) Заявитель (543 ВИХРВВАЯ МАШИНА

1 Изобретение относится к машинам вихревого

1тина для сжатия и транспортировки газа или жидкости,.

Известна вихревая машина, содержащая корпус с рабочим каналом и отсекателем и расположенное в корпусе рабочее колесо (1).

Недостатком такой машины является труд. ность обеспечения малых зазоров проточной части.

Известна также вихревая машина, наиболее близкая по конструкции к описываемой, содер- жащая корпус с рабочим каналом и отсекателем, переднюю и заднюю крышки и размещенное в корпусе.лопаточное рабочее колесо Р), Недостатком такой машины является сниженйе КПД из-за потерь на трение уплотнйтельных колец о диск колеса.

Целью изобретения является увеличение KGB майины путем уменьшения зазоров проточной части.

Поставленная цель достигается тем, что в известной машине на крышках выполнены кольцевые выступы, образуюшие с корпусом пазы, в которых установлены кольцевые прорезные

2 пружины, и каждая из последних имеет одно неподвижное кольцо, закрепленное в крьппке, a другое —. подвижное, служащее боковой стенкой рабочего кайала. В неподвижных кольцах, выполнеиь! отверстия, а в крьппках установлены регулировочные винтьг, контактирутощие с подвижными кольцами и размещенные s отвер- стиях неподвижных колец, Отсекатель выполнен в вйде двух рядов параллельных пластин, каждый из которых размещен над колесом

Ч. и соединен с одним нз подвижных колец, и . пластины одного ряда расположейы в зазорах между пластинами другого ряда. В корпусе вы. полцены окна для входа и выхода охлаждающей среды, а пружины имеют перегородки, разделяющие окна, сквозные прорези и перемычки, в которых вьптолнены каналы для циркуляции охлаждающей среды.. На чертежах изображена описываемая иихф" вая машина; фиг. 1 — продольный разрез; фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; фиг. 3— разрез Б — Б на фиг. 1; фиг. 4 — разр"з В-В на фиг. 3.

6916.04

15 1. Вихревая машина, содержащая корпус с рабочим каналом и отсекателем, переднюю и заднюю крышки и размещенное в корпусе лопаточное рабочее колесо, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД путем уменьшения зазоров проточной части, на крышках выполнены кольцевые . выступы, образующие с корпусом пазы, в которых установлены кольцевые прорезные пружины, и каждая иэ последних имеет одно неподвижное кольцо, закреплен25 ное в крышке, а другое — подвижное, служащее боковой стенкой рабочего канала.

2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что в неподвижных кольцах выполнены отверстия, а в крьпиках установлены регулировочные винты, контактирующие с подвижными кольцами и размещенные в,отверстиях неподвижных колец.

3. Машина по и. 1, отличающаяся тем, что отсекатель выполнен в виде двух рядов параллельных пластиц, каждый иэ которых размещен над колесом и соединен с одним из подвижных колец, и пластины одного ряда расположены в зазорах между пластинами другого ряда.

4. Машина по п. 1, отличаю щаяся.тем, что в корпусе выполнены окна для входа и выхода охлаждающей среды, а пружины имеют перегородки, разделяющие окна, сквозные прорези и перемычки, в которых выполнены кана-! лы для циркуляции охлаждающей среды.

Машина содержит корпус 1 с рабочим каналом 2 и отсекателем 3, переднюю и заднюю крышки 4 и 5, В корпусе размегцено лопаточное рабочее колесо 6. На крышках 4 и 5 выпол иены кольцевые выступы 7, образующие с корпусом 1 пазы 8, в которых установлены коль° цевые прорезные пружины 9, и каждая из последних имеет одно неподвижное кольцо 10, закрепленное в крышке винтами 11, а другое — подвижное 12, служащее боковой стен-. t0

1кой 13 рабочего канала 2. В неподвижных кольцах 10 выполнены отверстия 14, а в корпусе 1 установлены регулировочные винты 15, контактирующие с подвижными кольцами 12 и размещенные в отверстия 14 неподвижных колец

10, Отсекатель 3 выполнен в виде двух рядов параллельных пластин lб и 17, каждый из: которых размещен над рабочим колесом 6 и соединен с одним из подвижных колец 12, и пластины одного ряда расположены в зазорах между пластинами другого ряда. В корпусе 1 выполнены окна 18 и 19 соответственно, для входа и выхода охлаждающей среды, а пружины 9 имеют перегородки 20, разделяющие окна 18 и 19, сквозные прорези 21 и перемычки 22, в которых выполнены каналы 23 для прохода охлаждающей среды. Подвижные кольца 12 снабжены уйлотнительными кольцами 24 и имеют бурты 25, образующие щелевое уплотнение между колесом и элементами корпуса. В корпусе 1 над отсекателем 3 может быть выполнено отверстие 26 для отвода сжатого газа из межлопаточных каналов. В корпусе 1 по его окружности может быть выполнено несколько дополнительных окон 27, закрытых заглушками

28, для контроля и установки осевых зазоров

29 между колесом 6 и подвижными кольцами 12, Заглушки 28 могут быть выполнены из прозрачного материала для контроля зазоров оптическими методами. В подвижные кольца

12 могут быть встроены датчики, например индуктивные, для контроля зазоров н их подрегу лировки на ходу машины. В корпусе выполнены входной и выходной каналы 30 и 31.

Машина работает следующим образом. Рабочая среда входит через канал 30, и, получив энергию от колеса 6, поступает в выходной канал 31. При помощи регулировки винтами IS подвижнь1е кольца 12 устанавливают с минимальным осевым зазором 29 относительно рабочего

50 колеса, контролируя величину зазора через окна 27 щупом или иным способом. Охлаждающая среда поступает через окно 18, циркулир 4 ет через сквозные прорези 21 пружин и каналы 23, откуда поступает к,.окну19, обеспечи. вая интенсивное охлаждение газа, в частности при выполнении пружин 9 из материала с высокой теплопроводностью.

Повышение ДЩ машины достигается за счет поддержания минимальных зазоров в проточной части в течение всего периода эксплуатации машины, а также за счет интенсивного о йаждения газа в процессе сжатия.

Формула изобретения

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР У 302497, кл. F 04 D 17/10, 1969.

2. Авторское свидетельство СССР N 408053, кл. F 04 О 5/00, 1972.

f2

Составитель А. Клубничкин

Техред H.Êîâàëåâà

Редактор О. Волков

Заказ 6173/26 Тираж 772

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП „"Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Корректор М. Селехман.

Подписное