Способ изготовления катушек обмоток электрических машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И-6- -А-Н "И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик о>692010

К АВТОИ:КОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 01.07.77(21) 2502069/24-07 (51)М. Кл. с присоединением заявки Но

Н 02 К 15/04

Государственный комитет

СССР но делам изо4ретений и открытиЯ (23) Приоритет .—

Опубликовано 151.079. Бнрллетень Но 38

Дата опубликования описания 1Ы079 (53) УДК 621. 318

В.Г.Огоньков, С.Г.Трубачев, Н.В.Александров, Н.С.Окнин, В.A.ÇHííåð, Е.К.Ишенкова и Г.Е.Русаков (72) Авторы

ызобретеныя (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТУШЕК ОБМОТОК

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к области изготовления катушечных обмоток статоров электрических машин, в частности высоковольтных,и может быть использовано в электромашиностроении.

Известен способ изготовления высоковольтных обмоток электрических машин, заключающийся в том, что в местах, подвергаемых напряжению изгйба или закручивания, изоляционный слюдосодержащий материал, нанесенный на стержень обмотки и пропитанный синтетической смолой, не полимеризуется лишь частично (1). Обмотка отверждается полностью лишь после установки ее в статор. Различная степень полимериэации достигается эа счет введения различных количеств одного и того же вещества, замедляющего или ускоряющего полимериэацию, и в результате дифференцированного нагревания отдельных частей катушек.

Введение различного количества ускорителя для лент пазовой и лобовых частей катушек связано со следуюшими трудностями. Если применить активно действующий при сравнительно невысоких температурах ускоритель, то его количество должно быть невелико для лент изоляции пазовой и ничтожно мало для лент изоляции лобовой частей катушек. Введение такого количества ускорителя практически невозможно. Если применить слабоактивный ускоритель, то его количество для лент пазовой изоляции, для обеспечения полимеризации эа время пропитки, должно быть достаточно большим, а увеличение содержания ускорителя отрицательно сказывается на механических, электрических и других свойствах получаемой изоляции.

Применение различных температур при прессовании (после пропитки) для пазовой и лобовой частей является технологически сложно осуществимым, так как при нагревании только пазовой части прогреваются области, при:легающие к прессуемому участку, и в месте перехода на пазовой части получается разная по свойствам изоляция: с одной стороны полностью отвержденная,а с другой стороны — только частично, что не позволяет проводить последущие испытания готовой машины.

692010 ваемому способу.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности в эксплуатации .и упрощения технологии путем создания за время пропитки и сборки статора катушек с однородной изоляцией,позволяющей изготовленный статор исгп4тать испытательным напряжением.

Поставленная цель достигается тем, что в ленту для изолирования пазовой и прилегающей к ней лобой части ввОдят ускоритель с более) высокой зависимостью к температуре по сравнению с ускорителем, который вводят в ленту для изолирования головки и .оставшейся лобовой части, а также тем, что в ленту для пазовой и прилегающей к ней лобовой части вводят ускоритель-тетракисдиметиламинометилдифенилпропан, а и ленту для изолиро. вания головки и оставшейся лобовой части — триэтаноламин в количестве

0,5-1,0В от пропиточного состава.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показана катушка; на фиг.2 — часть катушки ц разрезе. Буквами а и б обозначены участки катушки, 25

Изготовление осуществляют следующим образом. После формовки пазовую и прилегающую к ней лобовую часть 1 промазывают термореактивным компаундом, например эпоксидным, и произно- 30 дят отверждение компаунда, а головки и прилегающие к ним лобовые части

2 не промазывают.

Далее, пазовую и прилегающую к ней лобовую части (участок а) изолируют 35 лентой 3, в которую вводят ускоритель с более высокой зависимостью к темпе ратуре по сравнению с ускорителем, который вводят в ленту 4 для изоли" ровки головки и оставшейся лобовой части (участок б).

В качестве ускорителя для ленты, накладываемой .на участок а, применяют тетракиодиметиламинометилдифенилпропан в количестве 0,5-1,0Ъ от про-

" питывающего состава, а для ленты, 45

Накладываемой на учаток б - триэтаноламин в том же количестве.

Типы ускорителей и их количество в лентах подбираются таким образом, чтобы при вакуум-нагренательной прбпитке за время пропитки происходило отверждение изоляции в пазовой и Иа половине лобовой части катушек, а Золовки и остальной отрезок лобо1 вой части оставались в неотвержденном55 иде, т. е, сохраняли свою эластич1 ность. В этом случае получается высококачественная термореактивная йзоляция пазоной части и половины лобовой части (примыкающей к пазовой части), н голонке и примыкающих к ней частях получается эластичная стеклослюдинитовая изоляция, однородная по применяемым материалам с .изоляцией пазовой части катушки. Экспериментально было установлено, что оптимальное количество вводимых в ленты ускорителей является 0,5-1% от пропиточного состава.

После укладки обмотки выполнения всех технологических работ по сбоРке, пайке и изолировке статора, а также после соотнетствующих испытаний статора высоким напряжением, изоляция головок и прилегающих к ним частей может быть отверждена путем нагрева статора (пропусканием тока по обмотке н печи). Можно допустить процесс отверждения изоляции в первые часы работы машины в эксплуатации.

По укаэанному способу было изготовлено ? комплекта катушек двигателя

16 габарита типа ВДА мощностью 4000 кВа, напряжением б кВ. На пазовую и половину лобовой части катушек была нанесена стеклослюдинитоная лента, где в качестве активногб усКорНТеля был применен ускоритель тетракисдиметиламинометилдифенилпропан . (УП-0628) в количестве 0,7% к смоле, входящей в изоляцию, а на остальную часть катушек была нанесена лента с менее активным ускорителем триэтаноламином в количестве 0,5% к смоле, входящей в ленту, На пазовую часть были одеТы коробочки для фиксации размера. Комплект пропитывался при температуре 60 С в эпоксидном компаунде в течение 4 часов, н результате чего в пазовой части произошло отверж ение изоляции, а в головках катушек она осталась эластичной.

Затем катушки были уложены в статор. Статор прошел типовые цеховые испытания. В таблице приведены результаты испйтаний изоляции натурных катушек, выполненной по описыРезультаты испытаний показали, что полученная изоляция обмоток обладает высокими электрическими свойствами, что существенно1 повышает надежность работы статора.

692010

Электрическое старение изоляции секции электродвигателя

ВДА-173 при односторонней толщине 3,0 мм еменная еская ь, (кВ) Старение изо

10 кВ

/мм после

2400 Гц, 3,1 кВ

320 час

2,25

>103

2,55 56

103,4

112,4

112,4

117,6

119, 7

5,15

11,20 77

14,15

187

18, 43

29,20

325

383

119,7

36, 25 528

40,50 632

1 0,6

)130

>130

627, 30.

195

>40

682

Таким образом, указанный способ изготовления обмотанного статора 35 крупных высоковольтных машин позволяет распространить область применения этой изоляции для машин больших габаритов, что дает. большой экономический эффект, как в процессе изготовления двигателей на электромашиностроительных заводах за счет замены микалентной изоляции на термореактивную, так и в народном хозяйстве за счет улучшения технико-эконо- мических показателей двигателей.

Формула изобретения L

1. Способ изготовления катушек обмоток электрических машин путем 50 изолирования проводников ленточным электроизоляционньм материалом, содержащим ускоритель полимеризации, пропитки под вакуумом и давлением термореактивньм связующим, о т л и - 55

65, 09

78,14

99,24

106,49

181,19

200,54

248,41

428,08

465,38

72,25

86,05

88, 05

90,45

90,50

114,45

137,05

162,50

180,00 ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации и упрощения технологии, в ленту для изолирования пазовой и прилегающей к ней лобовой части вводят ускоритель с более высокой зависимьстью к температуре по сравнению с ускорителем, который вводят в ленту для изолирования головки и оставшейся лобовой части °

2. Способ по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что в ленту для пазовой и прилегающей к ней лобовой части вводят ускоритель — тетракисдиметиламинометилдифенилпропан, а в ленту для изолирования головки и оставшейся лобовой части-триэтаноламин в количетве 0,5-1,0% от пропиточного состава.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Патент Швейцарии Р 363080, кл. 21 d 51, 1962, (прототип).

692010

Составитель Г. Александрова

Техред М Петко Корректор Г.Решетник

Редактор Д.Мепуришвили

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 6234/48 Тираж 857 Подписное

UHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113935, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5